4×10–3/8×12 L. Вот с такого несложного уравнения мы решили начать сегодняшнюю статью. Сможете назвать ответ? На самом деле, для опытного водомоторника в нашем «примере» нет ничего сложного. Мы всего лишь написали характеристики винта для лодочного мотора.
4 — количество лопастей, 10–3/8 — диаметр, 12 — шаг ступицы винта, L — левое вращение. Казалось бы, если разобраться, то всё становится легко и просто. Однако за каждой буквой и цифрой из этих характеристик скрывается сложный и долгий процесс выбора оптимального гребного винта.
Зачем вообще выбирать винт для мотора?
Можно же просто взять винт из стандартной комплектации и отходить с ним весь сезон «не выпендриваясь». В целом, это действительно рабочая схема. Но, если вы хотите выжать из своего мотора максимум и при этом продлить срок его эксплуатации, то над выбором винта придётся подумать.
Неправильно подобранный винт значительно повысит расход топлива и увеличит нагрузку на детали мотора, снижая срок его службы.
Прежде чем выбирать винт, определитесь в каких условиях будете эксплуатировать лодку и мотор. Важно понять: в каком водоёме судно будет ходить и насколько большая на него выпадет нагрузка. К примеру, для небольших манёвренных лодок подойдёт винт с меньшим диаметром и увеличенным шагом, а для буксировщиков и тягачей нужен винт с диаметром побольше.
Материал
В зависимости от условий эксплуатации вы можете подобрать материал винта, подходящий именно вам. Современный рынок предлагает десятки различных модификаций: от металлических сплавов, до высокопрочного пластика, но мы рассмотрим два самых распространённых материала, из которых делают винты.
- Сталь
Подойдёт для всех любителей погонять с ветерком по знакомым водам. Стальные купить винты гораздо прочнее алюминиевого и поможет увеличить скоростные показатели лодки примерно на 6%. Песок, коряги и даже удары о дно ему не страшны — прочный металл выдержит такие контакты без изменения геометрии лопастей.
Однако защиты деталей от него ждать не стоит, весь удар с винта перейдёт на редуктор, что грозит дорогостоящим ремонтом. Со стальным винтом лучше использовать специальную пластиковую втулку, а также избегать незнакомого мелководья.
- Алюминий
Оптимальный вариант для эксплуатации в спокойных пресных водоёмах. Винты из алюминия лёгкие и недорогие, в этом и заключаются их главные плюсы. Такой винт можно выправить молотком в случае повреждения, но менять их придётся чаще стальных. Однако со своей главной задачей — защитой редуктора — он справится на все 100.
К номинальным минусам можно отнести их недолговечность. Неожиданная встреча даже с небольшой корягой может стать фатальной для такого винта, поэтому с собой всегда нужно возить запасной.