рельсы железнодорожные представляют собой верхние элементы пути, которые укладываются на шпалах и других опорах, образуя непрерывную рельсовую колею. Такая колея минимизирует сопротивление движения подвижного состава, а значит, снижает энергозатраты для его перемещения.
Технология изготовления и качество изделий регламентируется нормативным документом ГОСТ Р 51685-2000, согласно которому возможен выпуск 3 видов рельс Р50, Р65, Р65к.
Классификация
Железнодорожные рельсы можно классифицировать:
- по уровню качества:
В – термоупрочненные рельсы высшего качества,
T1, T2 – термоупрочненные рельсы,
Н – нетермоупрочненные рельсы. - в зависимости от способа выплавки стали:
М – из стали мартеновской,
К – из стали конвертерной,
Э – из электростали. - в зависимости от наличия болтовых отверстий: с отверстиями и без них;
- исходя из способа противофлокенной обработки:- произведенные из вакуумированной стали,
— прошедшие строго контролируемое охлаждение,
— подверженные изотермической выдержке. - по типу базовых заготовок:
— из непрерывно-литых заготовок (НЛЗ),
— из слитков. - По назначению:
— крановые модели, рельсы КР70, КР80, КР100, КР120, КР140, изготовленные по ГОСТ 4121-96,
— изделия узкой колеи Р11, Р18, Р24, изготовленные в соответствии с ГОСТ 6368-82,
— модели для промышленных путей РП50, РП65, РП75, изготовленные по ГОСТ Р 51045-97,
— ширококолейные изделия Р-50, Р65, P75.
Рельсы с маркировкой «Р» используются для передвижения подвижных составов железнодорожного транспорта, метрополитена и трамваев. Цифровое обозначение после буквы «Р» означает приблизительный вес (в кг) 1 погонного метра рельса.
Модели Р18 и Р24, изготовленные по ГОСТу 6368-82, предназначены для укладки узкоколейных путей, подземных путей в карьерах и шахтах, на предприятиях.
Изделия Р43, изготовленные по ГОСТу Р 51685-2000, используются для создания звеньевого или бесстыкового пути ж/д полотна с широкой колеей, применяются на железнодорожных путях предприятий.
Рельсы типа Р50, Р65, изготовленные по ГОСТу Р 51685-2000, применяются на ширококолейных путях с различной грузонапряженностью — 10 — 25 и 25 — 75 млн. ткм/км в год соответственно.