Узнайте, как правильно составлять операционные планы

Узнайте, как правильно составлять операционные планы

Вы создали стратегический план — что дальше? Стратегический план — это отличный способ обрисовать долгосрочную стратегию на ближайшие 3–5 лет, но вам понадобятся дополнительные документы по планированию, чтобы наладить соответствующие процессы.

Какая-то часть планирования будет выполняться ежегодно — например, задачи и ключевые результаты года будут разрабатываться по мере того, как идёт время. Однако чтобы не сбиться с пути и выполнять долгосрочные цели, вам нужен операционный план.

Что такое операционное планирование?

Операционное планирование — это процесс превращения вашего стратегического плана в детализированную схему, описывающую, что именно вашей команде нужно делать каждую неделю или даже каждый день. Операционный план включает в себя задачи и вехи, которые нужно выполнить каждой из команд или каждому из подразделений, чтобы стратегический план был исполнен.

В процессе операционного планирования вам нужно расписать обязанности каждого отдела или сотрудника на следующий квартал, полугодие или финансовый год. Уровень детализации и период для операционного плана зависят от того, насколько быстро обычно движется ваша организация — если команда быстро развивается и меняется, вам стоит создать операционный план на квартал или полгода. Но если в вашей организации принято более долгосрочное планирование, создайте операционный план на весь финансовый год.

Операционное планирование в сравнении со стратегическим планированием

Стратегический план — это план долгосрочной стратегии на ближайшие 3–5 лет на уровне всего бизнеса. Операционный план имеет меньший масштаб и срок. Цель операционного планирования — определить, что нужно делать каждый день, чтобы выполнить стратегические цели.

В отличие от стратегического плана, операционный план должен фокусироваться на исполнении. Какие задачи ваша команда должна выполнять каждый день и каждую неделю, чтобы выполнить долгосрочный стратегический план? Какие именно ключевые показатели эффективности вы должны регулярно отслеживать, чтобы понимать, что вы на верном пути к целям? Всё это должно быть описано в операционном плане.

Кто должен создавать операционный план?

Чтобы точно описывать, кто, что и когда делает, операционный план должен быть очень подробным. В связи с этим он должен иметь меньший масштаб, чем стратегический план — и с точки зрения периода, и с точки зрения объёма. Вместо того чтобы пытаться создать один операционный план для всей компании, создавайте планы на уровне подразделений и команд. В более крупных компаниях можно также создавать операционные планы для отдельных инициатив — они будут похожи на подробные планы работ.

Например, вы можете создать операционный план, показывающий, какие задачи должен выполнять ИТ-отдел ежедневно, чтобы поддерживать работу компании. Операционный план ИТ-отдела может включать информацию о том, как часто его сотрудники будут проверять входящие ИТ-запросы в специальном проекте операционных, информацию о бюджете программы, о том, как ИТ-отдел будет адаптировать новых сотрудников и как часто будут проводиться общие встречи.

Чтобы определить, кто должен создавать операционный план, необходимо учитывать следующие три уровня планирования:

  • Объём: Ваш операционный план будет включать сведения о том, кто, что и когда должен сделать для каждой активности. Он должен быть чётко сосредоточен на команде или иницативе.
  • Хронология: В зависимости от скорости работы организации операционный план должен составляться на квартал, полугодие или финансовый год.
  • Заинтересованные стороны: Убедитесь в том, что люди, которые вовлечены в составление операционного плана, хорошо понимают специфику работы и могут решать, что нужно включить в план.

Преимущества операционного планирования

Стратегический план — это хороший способ заблаговременно объединить команду вокруг общей цели. Определяя долгосрочные цели, вы можете объяснить, чего именно хотите достичь.

Операционный план помогает вам достичь стратегических целей. Согласно данным нашего исследования только 26 % работников интеллектуального труда очень хорошо понимают, как их личная работа связана с целями компании. Создавая детальный операционный план, вы определяете, какие именно краткосрочные цели вносят вклад в достижение долгосрочных целей. Это помогает вам продумать действия, которые вы выполняете или должны выполнять для достижения целей.

В частности, операционный план:

  • Объясняет, чем именно команда будет заниматься каждую неделю и каждый день.
  • Предоставляет полное руководство для повседневной работы, которую нужно выполнить сотрудникам для достижения долговременных целей.
  • Задаёт планку ожиданий от каждого дня, чтобы вы не сбивались с пути к достижению целей.