Талант руководителя, как и любой талант, дается человеку от рождения. Но, например, способности к рисованию или пению люди развивают и шлифуют в себе долгие годы, прежде чем выйти на профессиональный уровень. А вот способности руководителя, по мнению многих, должны развиваться в процессе практической деятельности сами собой. Конечно, в известной степени это так и происходит, но почему же не использовать дополнительные возможности и не подкрепить имеющийся опыт активным обучением?
Обучение руководителей: быть или не быть?
В любой компании определенный процент ее успеха зависит от того, насколько грамотный руководитель стоит во главе, насколько правильные стратегические и тактические решения он принимает. Неудачи и достижения компании — это одновременно неудачи и достижения ее руководителя. Не приходится рассчитывать на то, что при неумелом и некомпетентном руководстве фирма сможет достичь высот в бизнесе. Ошибку рядового работника, как правило, можно исправить или компенсировать. Ошибки топ-менеджеров обходятся гораздо дороже, а иногда и являются для компании фатальными.
В последнее время конкурентоспособность организации все чаще связывают с качеством управления. Компании ассоциируются с личностными качествами их топ-менеджеров. Всем известны имена Стива Джобса (Apple), Билла Гейтса (Microsoft), Марка Цукерберга (Facebook). Эти люди давно уже стали символом успеха, как личного, так и своих компаний, и вполне вероятно, что без их лидерских и управленческих способностей на вершине мирового бизнеса сейчас находились бы совсем другие фирмы.
Это интересно
В США среди всех сотрудников, проходящих обучение, доля управленческого персонала составляет около 18%. Это почти в 2 раза больше доли сотрудников в совокупной рабочей силе.
Современная мировая система бизнес-образования наглядно показывает, что управлению можно и нужно учиться. Особенно очевидными важность и востребованность обучения становятся в период перемен в компании. Старые схемы управления перестают работать, а иногда и просто тормозят развитие. И вот тут-то способность и готовность руководителя быстро выбрать и изменить стратегию компании, переосмыслить старый опыт, сформировать новые подходы к работе становятся чрезвычайно важными. Именно такие умения и навыки и дают бизнес-тренинги для руководителей.
Кстати
Крупные компании не жалеют средств на обучение руководящего состава. Например, известный немецкий концерн Henkel ежегодно проводит 130 семинаров, при этом каждый руководитель в течение года должен посетить не менее двух таких мероприятий[2].
Чтобы понять, насколько эффективным является обучение руководителей и стоит ли оно затраченных на него денег, необходима квалифицированная оценка. Даже самые современные программы иногда не приносят результатов по нескольким причинам — постановка слишком общих целей, плохая организация самого процесса обучения и пр. Оценить эффективность могут и сами обучающиеся, и специалисты, которые проводили учебу. Существует масса способов, включающих тесты, опросы, экзамены, позволяющие получить достаточно объективную картину. Но реальным показателем успешности становится повышение эффективности работы компании, руководитель которой принимал участие в тренинге.