Транспортировка грузов – один из наиболее важных этапов в общей логистической цепочке поставок. Она предусматривает перемещение товаров по определённому маршруту с использованием конкретного вида транспорта.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ
Главной целью транспортировки в логистическом сервисе является доставка нужных товаров требуемого качества в необходимом количестве в заданный промежуток времени с минимальными финансовыми затратами. В общей структуре транспортной логистики расходы на этот этап составляют от 25 до 40% и больше от итоговых затрат. Поэтому перед логистическим менеджментом стоит задача оптимизации транспортировки.
Сегодня транспортировка предусматривает не только перевозку товаров, но и экспедиторские, информационные и трансакционные операции, грузопереработку, страхование, охрану и пр. Поэтому транспортировка считается ключевой логистической процедурой, для управления которой важно:
- выбрать оптимальный способ транспортировки;
- определить тип подходящего транспорта;
- найти транспортные средства;
- выбрать перевозчика и логистического партнёра (экспедитора);
- оптимизировать параметры транспортного процесса.
При реализации транспортировки решаются различные оптимизационные задачи. Организация транспортировки грузов предполагает согласование и планирование её операций вместе с остальными функциями логистической цепочки (складирование, переработка, упаковка и пр.).
СПОСОБЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ, ИХ ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
При транспортировке грузов могут применяться разные виды транспортных средств: железнодорожные, морские, внутренние водные (речные), автомобильные, воздушные, трубопроводные. Выбор конкретного варианта осуществляется индивидуально в каждом отдельном случае, с учётом особенностей логистики, достоинств и недостатков отдельных видов транспорта.
Существует три основных вида перевозки грузов:
- Унимодальная: в этом случае для доставки грузов используется один вид транспорта, к примеру, автомобильный. Зачастую данный способ применяется при наличии известного начального и конечного пунктов и отсутствии промежуточных операций (складирование, переработка товаров) в логистической цепочке. Выбор подходящего транспортного средства зависит от вида груза, объёма отправки, времени на доставку, бюджета на перевозку. К примеру, в случае крупнотоннажной отправки и наличии подъездного пути в начальном и конечном пунктах целесообразным является применение железнодорожного транспорта, при мелкопартионной отправке на небольшую дистанцию чаще выбирают грузовые автомобили.
- Интермодальная: для такой доставки используется два или более вида транспорта. Товары могут доставляться в так называемые пункты перевалки либо грузовые терминалы с необходимостью кратковременного хранения или прямой перегрузки. Типичный пример смешанной транспортировки – перевозка грузов на корабле с дальнейшей перегрузкой в портах по железнодорожным составам или грузовым автомобилям. При интермодальной раздельной перевозке обычно используются разные транспортные документы и отсутствие единых тарифных ставок, ведь за отдельные этапы перевозки отвечают разные компании. Также существует прямая интермодальная перевозка – в этом случае владелец груза заключает договоры с каждым перевозчиком. Каждая компания осуществляет расчёты с грузовладельцем и берёт на себя материальную ответственность за целостность товаров на «своём» звене в цепочке логистики.
- Мультимодальная: в данном случае для перевозки грузов тоже используется два или более вида транспорта, однако в отличие от интермодального способа, за все цепочки доставки отвечает одна компания. Поэтому грузовладелец подписывает только один договор, по которому транспортировка осуществляется от начального до конечного пункта, а не до/от промежуточной перевалочной точки.
ВЫБОР ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОСРЕДНИКОВ ДЛЯ СПОСОБА ТРАНСПОРТИРОВКИ И ВИДА ТРАНСПОРТА
В логистическом процессе применяют разные виды транспорта и способы транспортировки. При этом перед грузовладельцами стаёт резонный выбор: завести собственный транспортный парк или воспользоваться услугами специализированных логистических партнёров. Собственный парк требует больших капитальных вложений в производственно-техническую базу и инфраструктуру. Как правило, создавать свой парк целесообразно при огромных объёмах и непрекращающихся грузоперевозках, а при относительно малых и средних количествах выгодно обращаться к посредникам (перевозчикам, экспедиторским фирмам).
При выборе перевозчиков логистические менеджеры должны соблюдать определённый алгоритм. Определив предпочтительный вариант перевозки и тип транспорта, следует проанализировать специфический рынок транспортных услуг с довольно большим числом перевозчиков. При выборе партнёра необходимо учитывать следующие критерии:
- объём затрат, выделяемых для оплаты услуг посредников;
- время, имеющееся на доставку;
- перечень вспомогательных услуг (страхование грузов и др.).
Выбирая перевозчиков, можно использовать специально разработанную систему ранговых показателей, но стоит учесть, что подобные рейтинги являются лишь примерными.