Традиционный башкирский кубыз

Традиционный башкирский кубыз

Кубыз, разновидность варгана. кубыз является язычково-щипковым инструментом. В нем соединены отдельные признаки языковых, щипковых и духовых инструментов. Ранее кубыз относили к самозвучащим щипковым инструментам (по классификации Э. Хорнбостеля и К. Закса), однако исследование акустических и конструктивных свойств кубыза, а также способов звукоизвлечения показывает, что этот инструмент выходит за рамки подобной классификации. Без усилий исполнителя кубыз не звучит.

Вся гамма его тонов извлекается не только вибрацией язычка, но и энергией дыхательно-артикуляционного аппарата исполнителя.

Башкирский кубыз

Основные элементы инструмента:

  • Кольцо корпуса
  • Корпус
  • Внешние щечки корпуса
  • Внутренние щечки корпуса
  • Язычок
  • Колено язычка
  • Кончик язычка
  • Заклепка

Традиционный башкирский металлический кубыз состоит из фигурного (чаще всего дугообразного) основания, отходящих от него двух слегка ссужающихся концов — ‘дек’ и упругого стального язычка. Основанием своим язычок прикреплен к внутренней стороне дуги, вся пластина его располагается между <деками> , а тонкий конец изгибается под прямым углом, образуя узкое колено, завершающееся свернутым кончиком. Маленькое отверстие в нем нередко заливается оловом или свинцом, количество которого определяет частоту колебаний язычка и тем самым высоту основного тона.

Звучащим телом кубыза является язычок, а возбудителем звука — палец исполнителя, приводящий его в движение. Роль резонатора выполняет артикуляционный аппарат в совокупности всех его составляющих: полость рта, губы, зубы, язык, дыхательные пути, гортанная и надгортанная области, диафрагма, черепная коробка. Иногда в качестве дополнительного резонатора кубызист использует округло согнутую кисть левой руки, в которой располагается основание инструмента. Усилителями звука являются воздушная струя, направляемая дыханием играющего, и соответственно выбранная позиция артикуляционного аппарата. Кроме того, громкость звука зависит от силы удара исполнителя по язычку кубыза.

Колебания язычка производят один основной тон — бурдон. Высота его определяется размером инструмента (чем он меньше, тем тон выше), толщиной язычка и его кончика. Формируется бурдон преимущественно в малой октаве (реже в большой и первой). При открытой гортани он дублируется звуком, расположенным октавой ниже, возникающим в гортани исполнителя при расслабленных мышцах челюсти и наполненной воздухом полости рта.

Кроме основного тона в высотный спектр кубыза входят обертоны — верхние призвуки (или так называемые частичные тоны) главного тона. Они образуются от колебаний разных частей пластины-язычка — его половин, третей, четвертей и т. д. Совокупность обертонов составляет натуральный звукоряд кубыза, который можно представить в виде следующего звукового ряда:

до до соль до1 ми1 соль1 си-бемоль1 до2 ре2
1    2    3     4      5      6        7              8      9

ми2 фа-диез2 соль2 ля2 си-бемоль2 си-бекар2 до3 и т. д.
10    11           12      13    14                  15     6

Номер каждого обертона означает, какой частью язычка-пластины он издается. Например, 1 — колебание пластины целиком, 2 — его половинами, 3 — третями и т. д. Колебания пластины производят основную частоту, которая невнимательному уху может показаться единственной, но при сосредоточенном вслушивании в звучание опорного тона кубыза слух человека улавливает и его призвуки. Особенно хорошо прослушиваются 4-й и 6-й обертоны, составляющие с основным тоном интервалы октавы и квинты. Посредством особой техники игры усиливается громкость еще нескольких гармоник, входящих в нижний ряд обертоновой шкалы. Это 5-й, 6-й, 7-й, 8-й и 9-й частичные тоны: ми, соль си-бемоль первой октавы и ао, ре — второй. Чем ниже настройка кубыза, тем шире диапазон звучания обертонов. Уровень громкости гармоник полностью зависит от игровой техники исполнителя, его способности изменять объем полости рта и интенсивность воздушного потока в дыхании.

Настройка кубыза бывает разной. Для начинающих наиболее удобны инструменты строев: фа-диез, соль, соль-диез, ля, си, си-бемоль малой октавы. На них легко выводить мелодии. Опытные исполнители-импровизаторы используют инструменты с более низкой настройкой. Они имеют широкий диапазон обертоновых призвуков: до, до-диез, ре, ре-диез, ми, фа, фа-диез.