Термоусадочная этикетка изготавливается из плёнки и может принимать форму любой упаковки — бутылки, банки, стакана и т.д., предотвращает продукт от вскрытия и подделки.
В настоящее время широкое применение в области упаковки и этикетирования продукции получила термоусадочная этикетка. Этот вид упаковки на основе ПВХ или ПЭТ пленки стал популярным в последние годы в основном благодаря своим уникальным свойствам. Во всем мире быстро развивается рынок термоусадочной этикетки. Появляются все новые области применения, совершенствуется технология изготовления.
Родиной термоусадочной этикетки считается Япония. Первоначально на российском рынке термоусадочной этикетки лидировала продукция стран Восточной Азии. Производство в России заключалось в основном в печати и усадке импортной пленке на конечном этапе. Это, конечно же, сказывалось на стоимости термоусадочной этикетки, и тормозило развитие применения в нашей стране. Но в последние три года позиции российских производителей термоусадочной этикетки укрепились. Этому способствует как производство самой продукции, так и выпуск оборудования для производства и применения термоусадочной этикетки отечественными фирмами. Главное, что по качеству продукция отечественных фирм, производящих термоусадочную этикетку не уступает зарубежным.
Термоусадочная этикетка выполняет ряд функций, ранее не свойственных этикеткам — повышает механическую прочность упаковки, скрывает дефекты производства тары сложной формы, делает ее непроницаемой для УФ лучей, термо- и влагостойкой.
Перспективным направлением развития индустрии упаковки в настоящее время является применение различных сложных геометрических форм, применение новых технологий полиграфии, производства и обработки материалов упаковки. В основном речь идет об использовании пластмасс. При использовании для упаковки продукции тары со сложной криволинейной поверхностью выигрышным, а порой и единственно возможным решением является применение термоусадочной этикетки.
Расширяется и рынок применения термоусадочной этикетки. Если раньше часто ее заказывали для этикетирования дорогой алкогольной продукции, то в настоящее время термоусадочную этикетку применяют в фармацевтике, косметике, бытовой химии, пищевой, молочной, кондитерской промышленности. Все благодаря тому, что термоусадочная ПВХ и ПЭТ этикетка привлекает внимание, защищает продукцию от подделки, контролирует вскрытие изделия.
Основные преимущества использования термоусадочной ПВХ и ПЭТ этикетки по сравнению с другими видами заключаются в следующем:
- термоусадочная этикетка при нагреве способна принимать геометрическую форму упаковки любой конфигурации, плотно облегая ее при усадке. Это позволяет использовать ее как своеобразную тару, в которой объединяются в единое целое нескольких различных по форме и габаритам изделий.
- используемая пленка абсолютна прозрачна, что позволяет показать предлагаемый товар, не вскрывая упаковку, оценить внешний вид, натуральность или чистоту его содержимого.
- печать наноситься на внутреннюю сторону этикетки, чем обеспечивается ее стойкость к внешним воздействиям. Такая этикетка сохраняет свой первоначальный вид в течение длительного времени. Благодаря защите от УФ лучей краски надолго останутся в первоначальном состоянии.
- возможность получить уникальные эффекты оформления продукции.
- термоусадочную этикетку можно наносить на любой материал: металл, стекло, пластмассу, дерево.
- использование термоусадочной этикетки обеспечивает высокую степень защиты продукции от подделки.
- стойкость к УФ лучам защищает также и саму продукцию, что очень важно в некоторых случаях.
- обеспечивает контроль целостности упаковки и контроль вскрытия изделия.
- в случае разлива жидкостей под давлением защитить тару от разрыва.
- позволяет скрыть мелкие дефекты производства основной тары — наплывы, пузырьки воздуха, сколы, стыки и т.д. Особенно часто это помогает в случае повторного использования тары.
- высокая степень жесткости и плотность усадки термоусадочных пленок позволяет применять их для групповой упаковки изделий, предохраняя их от повреждения при транспортировке.
- использование для печати внутренней поверхности позволяет разместить различные призовые сувениры на упаковке вашего товара.
- возможность использовать один образец этикетки для разной продукции. Различные товары одного бренда упаковываются в разную по форме тару, а сверху надевается общая термоусадочная этикетка.
Таким образом, использование термоусадочной технологии в этикетках позволяет:
- Упаковывать изделия с различными геометрическими формами
- При разливе под давлением защитить бутылку от разрыва
- Наносить этикетку на любой материал: металл, стекло, пластмассу, дерево
- Защитить продукт от УФ лучей
- Скрыть дефекты тары (пузырьки воздуха, сколы, неровности)
- Защитить тару от подделки, повреждения и вскрытия
- Использовать возможность многомерного дизайна и высокое качество печати
- Применить уникальный эффект прозрачности
- Придать неповторимый, фирменный вид товару и выделить его из общей массы.
Термоусадочная пленка может быть прозрачной или полупрозрачной (слегка окрашенной), с матовой или глянцевой поверхностью. Пленка для термоусадочной этикетки имеет толщину 40 микрон и усаживается только в одном направлении.
По способу нанесения в основном используются два — это глубокая печать, и, при небольших тиражах, флексографический метод печати.
Качество выводимого на пленку изображения очень высокое, поэтому некоторые производители наносят на плену даже фото.
С точки зрения физико-химических свойств термоусадочная пленка представляет собой одноосноориентированную структуру ПВХ или ПЭТ толщиной 40-70 мкм.
ПВХ пленку используют в большинстве случаев, ПЭТ пленку целесообразно использовать если изображение сложное, повышенные требования к экологичности упаковки, требуется высокая степень усадки (например, для упаковки со сложными рельефом)
Наибольшее распространение термоусадочная этикетка получила в пищевой промышленности и бытовой химии.
Сейчас очень широко распространены термоусадочные колпачки, закрывающие крышку и горлышко, для защиты от вскрытия бутылки и нарушения акцизной марки.
Технология нанесения термоусадочной этикетки.
Процесс нанесения термоусадочной этикетки можно разделить на следующие этапы:
- Отпечатанная этикетка из свернутого рулона расправляется и отрезается.
- Этикетка надевается и размещается на изделие.
- Производится усадка в термотуннеле.
Непосредственно усадка термоусадочной этикетки может происходить в электрическом или паровом туннеле. Процесс надевания может происходить в ручную или с помощью автоматов-аппликаторов. Конечно же автоматизация процесса надевания термоусадочной этикетки позволяет повысить скорость и точность, что особенно заметно на таре сложной геометрической формы. Разница в производительности может доходить до нескольких раз.
Технологический процесс нанесения термоусадочной этикетки зависит от используемого материала ( ПВХ — или ПЭТ — пленка), от требований к производительности оборудования. Также различают нанесение термоусадочной этикетки на пустую упаковку или на упакованный продукт.
Первый способ применяют обычно для рекламы сети питания или определенного продаваемого напитка, когда этикетка наноситься на одноразовые стаканы и другу посуду. Второй способ часто используют для целей контроля целостности изделия — термоусадочная этикетка частично или полностью охватывает верхнюю часть пробки, крышки. Бутылку с алкогольной продукцией, упакованной с использованием термоусадочной этикетки уже невозможно незаметно вскрыть и подделать. Поэтому на этапе зарождения рынка термоусадочной этикетки в России часто производители алкогольной продукции пользовались этим методом защиты от подделок. Также многие помнят подобные колпачки на кетчупах «Балтимор».
Стойкость термоусадочной этикетки к влаге часто используют производители средств гигиены. Емкость с шампунем, например, с такой этикеткой выдержит долгое пребывание в ванной комнате, а инструкция по применению, нанесенная на термоусадочной этикетке, будет всегда читаема.
Термоусадочную этикетку можно применять и для алюминиевой тары. При крупных партиях выпускаемых алюминиевых баллончиков можно отказаться от сложного процесса печати на поверхности алюминия, а также за счет плотного облегания и жесткости термоусадочной этикетки скрыть возможные дефекты. Изготавливается либо полнопрофильная термоусадочная этикетка (этикетка покрывает все изделие), либо колпачок или рукав. В этом случае термоусадочная этикетка закрывает часть изделия: колпачок на горлышке бутылки закрывает пробку; своеобразное прозрачное кольцо на бутылке минеральной воды несет информацию о составе и показаниях к применению, но, не ухудшая обзора, позволяет рассмотреть содержимое.