термоусадочная этикетка — это изготовленный из пленочного материала рукав, сжимающийся под воздействием тепла и повторяющий форму сосуда, на который надет. Этот современный способ создания визуальной привлекательности обертки активно используется на упаковочном рынке, завоевывая все большую популярность.
Термоусадочная этикетка завоевала симпатии обеих движущих сил рынка — и спроса, и предложения. С одной стороны, покупатели любят приобретать товары, которые в обертке выглядят как дорогой подарок — его удобно держать, открывать, он радует взгляд, а с другой — владельцы брендов используют притягательный вид термоусадки для увеличения продаж благодаря ее бесконечным возможностям брендинга и продвижения.
Спектр возможных применений широк и разнообразен: продукты питания, косметика, бытовая химия и многое другое. Метод термоусадки годится для любых контейнеров, в том числе металлических банок, стекла, пленок и пластиков — даже в случае влажной или замороженной продукции.
Преимущества — рукавная этикетка защищает упаковку, обеспечивает запечатывание по всей поверхности, сохраняет целостность продукта и не отваливается сразу по совершении покупки. Термоусадочная этикетка может обеспечивать совместное продвижение, если, например, ее использовать для упаковывания двух видов продукции несхожей формы в один набор для экономии места и повышения привлекательности. Термоусадка также дает и технические преимущества — легкость снятия этикетки в случае возврата тары, защиту от несанкционированного вскрытия, групповую упаковку. Например, мультипак — упаковка нескольких бутылок, которая характеризуется простотой транспортировки, высокой видимостью упакованного продукта, возможностью считывания штрихкода и хорошей защищенностью от пыли, грязи, влаги и магазинных краж.
Термоусадочные материалы
Число пленочных материалов велико, и выбор сложен, но очень важен. Наиболее часто используемые усаживаемые пленки — ПВХ, ПЭТ, ПЭТГ, ОПС, PLA и ОПП. Пленки ПВХ легко контролируются в процессе термоусаживания и недороги; у них хорошая стойкость к истиранию, они выдерживают процесс пастеризации. Коэффициент усадки ПЭТ еще выше, и пастеризация также возможна. Благодаря более низкому коэффициенту усадки в вертикальном направлении ОПС можно использовать для мягких контейнеров, из которых содержимое выдавливается. Европа и обе Америки выбирают ПВХ; ПЭТ доминирует на рынках Японии и Кореи. Производители пленок постоянно разрабатывают новые материалы с целью предложить более эффективную утилизацию отходов (материалы низкой плотности), меньшую чувствительность к атмосферным воздействиям, большую легкость и эффективность в обработке.
Рынок термоусадочных этикеток
В течение последних лет популярность термоусадочной этикетки возросла многократно. Сегодня ПЭТ-бутылки, обтянутые термоусадочными этикетками, можно встретить на полках любого супермаркета. «Карьера» термоусадочной этикетки начиналась с алкогольной продукции премиум-класса и защитных этикеток-колпачков для фармацевтических препаратов. Несмотря на то, что термоусадочная технология не является самым дешевым способом нанесения пластиковых этикеток, она обеспечивает визуальную привлекательность, что сказывается на росте продаж. Целый ряд различных материалов и процессов соперничают за долю рынка термоусадочных этикеток.
По данным последних исследований, мировые рынки термоусадочных этикеток ежегодно расширяются на 10-15%. Повышенный спрос определяется целым рядом преимуществ таких этикеток. Термоусадочные этикетки дополняются обычной бумагой, термопереводными изображениями и вплавляемыми этикетками. По некоторым данным, материалы для термоусадочных этикеток как минимум в два раза дороже материалов, применяемых в традиционных процессах. Но многие производители упаковок потребительских товаров считают, что преимущества таких этикеток перевешивают дополнительные расходы.
Совокупный объем потребления рукавных этикеток оценивается в 1 660 млн кв. м. «Рукавные технологии» растут наиболее высокими темпами (в среднем до 15%), поскольку предоставляют дизайнерам широкие возможности для декорирования, а также наибольшую узнаваемость бренда по сравнению с другими видами упаковки.
В общей структуре спроса на рукавные этикетки больше половины объема (59%) занимает круговая этикетка. Объем потребления термоусадочной этикетки — 448,2 млн кв. м. Для ее производства в Европе применяется преимущественно ПВХ-пленка, около 70%. При этом ПЭТ-пленка используется для производства 23% этикетки, ОПС — 7%.
Две трети совокупного объема потребления термоусадочной этикетки приходится на производителей разнообразных напитков. 27% забирают производители безалкогольных и слабоалкогольных напитков, а также пива. Четверть от совокупного потребления термоусадочной этикетки приходится на упаковку кефиров, жидких йогуртов, молочных продуктов «нового поколения». Чуть меньшая доля приходится на упаковку фруктовых соков — 23%. Значимым является использование термоусадочной этикетки фармацевтической промышленностью и производителями бытовой химии, соответственно 15% и 8%. Около 2% термоусадочных этикеток потребляется при упаковке сливочных масел, кремов, сливок.
Родиной термоусадочной этикетки считается Япония. Первоначально на российском рынке термоусадочной этикетки лидировала продукция стран Восточной Азии. Производство в России заключалось в основном в печати и усадке импортной пленке на конечном этапе. Это, конечно же, сказывалось на стоимости термоусадочной этикетки, и тормозило развитие применения в нашей стране. Но в последние три года позиции российских производителей термоусадочной этикетки укрепились. Этому способствует как производство самой продукции, так и выпуск оборудования для производства и применения термоусадочной этикетки отечественными фирмами. Главное, что по качеству продукция отечественных фирм, производящих термоусадочную этикетку не уступает зарубежным.