Эти общие рекомендации даны для использования для всех типов компрессоров, производимых Tecumseh под маркой L’Unite Hermetique. Они касаются основных правил безопасности, надежности и приводят к получению наилучших показателей при применении компрессоров.
1. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
При любой работе на холодильной установке, в большинстве случаев, необходимо проводить различные операции со сжатыми газами (сухой воздух, азот, ацетилен, кислород, хладагент…), использовать пламя (горелку), а также работать на электрооборудовании.
Отсутствие или недостаток мер предосторожностей во время выполнения данных операций может привести к очень серьезным производственным травмам.
Сжатые газы используются главным образом в ходе выполнения операций по проверке на герметичность, для очистки или для заправки хладагента.
В качестве примера, ни в коем случае не подводить давление кислорода или ацетилена в систему.
Азот или углекислый газ предпочтительнее использовать при условии соблюдения следующих мер предосторожности:
- баллоны с азотом, распространенные в продаже, должны находиться под внутренним давлением не менее 140 бар, а баллоны с углекислым газом под давлением не менее 56 бар при нормальной температуре окружающей среды, т.е. при +25-30°C
- предохранять баллоны от падения и ударов
- хранить баллоны в вертикальном положении
- не подвергать баллоны нагреванию открытым пламенем. В случае, если необходим подогрев, следует погрузить нижнюю часть баллона в горячую воду с температурой не превышающей +43°C
- в любом случае, в ходе выполнения любого вида операций, баллоны должны быть снабжены регулирующим вентилем и предохранительным устройством ограничивающим давление в системе до 12 бар. Для бытового оборудования (испарители roll-bond из алюминия), это давление должно быть ниже 6 бар
- для поиска утечек, независимо от применяемого метода, рекомендуется ни в коем случае не повышать давление в системе выше 10,5 бар
- при очистке или продувке загрязненной системы, следует избегать попадания в глаза или на кожу смеси хладагента, масла и кислот
- с другой стороны, любой сжатый газ может стать опасным из-за латентной энергии вызванной давлением. Некоторые хладагенты могут воспламеняться при определенных температурах: R22 [635°C], R407A [685°C], R134a [743°C], R407B [703°C], R404A [728°C], R407C [704°C]. Таким образом, до начала проведения ремонтных работ с использованием горелки (или эквивалента), следует убедиться в полном отсутствии хладагента
- никогда не заполняйте полностью ресивер жидким хладагентом, а только до 80%
- внезапный выброс жидкого хладагента может привести к серьезным травмам глаз и кожи
1.1. Передозировка хладагента
В случае значительной передозировки хладагента, когда основные части компрессора погружены в хладагент, это может привести в очень редких, но возможных случаях к разрушению кожуха Компрессора Tecumseh.
Погружение двигателя, вала, поршня и цилиндра в жидкий хладагент приводит к формированию гидроблока, препятствующего запуску компрессора: и, соответственно, возникает ситуация заклинивания ротора.
Если по какой-то причине, защитное устройство компрессора не срабатывает достаточно быстро, то повышенное значение тока в обмотке электродвигателя приведет к быстрому увеличению его температуры, и соответственно к испарению жидкого хладагента, и к превышению предельного значения давления.
В качестве примера, после заправки хладагента, необходимо сразу же отсоединить заправочный баллон от установки, и это даже в том случае, когда вентили на баллоне и магистральном коллекторе («manifold») закрыты. Так как при наличии даже незначительных утечек через один из этих вентилей, система будет передозирована, что приведет к возникновению перечисленных выше проблем.
1.2. Эффект «пара»
Этот эффект возникает в случае одностенной трубки между водой и хладагентом, например, в водяном испарителе. При возникновении утечек в перегородке, хладагент попадает наружу, а вода проникает в систему.
Если нет никакого предохранительного устройства для остановки системы, компрессор будет выступать как генератор пара и нагрев электродвигателя приведет к увеличению давления в кожухе выше допустимого предельного значения.
1.3. Дефект на клемме питания компрессора
Разрушение изоляции (стеклянный шарик) на питающей клемме компрессора, возникшее в результате удара или дефекта электрического происхождения, может привести к возникновению отверстия, через которое хладагент и масло выходят наружу.
Если крышка клеммной коробки отсутствует или не зафиксирована должным образом, то эта смесь может воспламениться при контакте с электросопротивлением или в результате искры. Это опасно для окружающих, так как пламя может достигнуть нескольких метров.
При проведении любых работ на холодильной системе, необходимо должным образом закрепить крышку клеммной коробки, чтобы защититься от этого.
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ХОЛОДИЛЬНОЙ УСТАНОВКИ
2.1. Выбор типа оборудования
Выбор типа компрессора или агрегата осуществляется в зависимости от типа использования оборудования, т.е. от уровней температуры испарения.
Принято говорить о 3-х типах оборудования:
- низкотемпературное оборудование: температура испарения от -35°C до -10°C
- средне- и высокотемпературное оборудование: температура испарения от -15°C (-25°C) до +15°C
- оборудование для кондиционирования воздуха: температура испарения от 0°C до +15°C. Данное оборудование может использоваться как тепловой насос реверсивного типа для температур от -25°C
В «низкотемпературное оборудование» входят бытовое оборудование (холодильники и морозильники) и различное торговое оборудование.
Самым распространенным оборудованием является «средне- и высокотемпературное». В некоторых случаях возникает сомнение в оптимальном выборе модели.
Например, для производства кубиков льда мы советуем обычно использовать высокотемпературные компрессоры, так как режим их работы, особенно в начале каждого цикла, является наиболее оптимальным, в особенности для низких значений напряжения питания. Но данный выбор не оптимален для машин чешуйчатого льда или для оборудования для хранения мороженого.
Во многих других случаях выбор компрессора также затруднен. В любом случае, предпочтительнее выбирать «средне- или высокотемпературные компрессоры», даже если температура испарения в конце цикла на 5° ниже по отношению к нижнему пределу, так как известно, что некоторые периоды работы компрессора являются типичными для высокотемпературного оборудования.
Следует отметить, что для каждого типа оборудования должно использоваться оборудование, разработанное специально для данного типа применения. Для оборудования кондиционирования воздуха разработаны специальные компрессоры, электродвигатели которых (особенно монофазные) значительно отличаются от высокотемпературных.
2.2. Выбор хладагента
Следует всегда использовать лишь тот хладагент, для работы с которым данный компрессор был разработан. В настоящее время, рекомендуется выбирать хладагенты типа HFC, такие как R134a, R404A или R507, и R-407C для избежания разрушения озонового слоя.
ВНИМАНИЕ: Никакие дополнительные добавки или красители недопустимы для всех видов моделей TECUMSEH EUROPE: как показывает практика, любое использование красителей или добавок ускоряет старение масла и компонентов компрессоров. Эта констатация не ставит под сомнение эффективность этих добавок для другого оборудования.
2.3. Выбор капиллярных трубок
TECUMSEH EUROPE предлагает программу выбора компрессоров, включающую расчет капиллярных трубок в зависимости от выбранной модели и режима работы, что позволит Вам осуществить предварительный выбор подходящих для Вашего оборудования капиллярных трубок.
2.4. Выбор диаметра трубопроводов
Выбор диаметра трубопроводов является важным параметром при проектировании холодильной установки: неправильный выбор диаметра труб, особенно всасывающего трубопровода, может привести к выходу из строя компрессора по причине недостаточного возврата в него масла, особенно в системе с длинными трубопроводами. В большинстве случаев, возврат масла в компрессор может быть обеспечен при одновременном соблюдении следующих 2-х условий: хорошей смешиваемости масла с хладагентом и достаточной скоростью смеси.
Но с другой стороны, если скорость смеси слишком высока, потери давления будут значительными и производительность системы уменьшится: необходимо, таким образом, найти наилучший возможный компромисс между этими 2 аспектами.
Рекомендуются следующие скорости хладагентов во всасывающих трубопроводах:
- для горизонтальных или нисходящих трубопроводов: минимум 4 м/сек (максим. 8 м/сек)
- для восходящих трубопроводов: минимум 8 м/сек (максим. 12-13 м/сек)
- никогда не превышать значение 15 м/сек во избежание возникновения повышенного шума (свист)
Системы с длинными трубопроводами. Иногда, в системах с длинными трубопроводами, возникает необходимость добавить масло с целью компенсации количества масла, находящегося в постоянной циркуляции или остаточного на стенках труб.
В этих случаях, следует добавить лишь строго необходимое минимальное количество масла, так как избыток масла в компрессоре приводит к тем же неблагоприятным последствиям, как и его недостаток. Допускается добавка масла для трубопроводов превышающих 10 м в следующих пропорциях: 1/2″ [0 мл/м], 5/8″ [20 мл/м], 3/4″ [30 мл/м], 7/8″ [40 мл/м], 1″ [50 мл/м].