Судовая арматура – для каждого современного корабля!

Судовая арматура – для каждого современного корабля!

В наши дни морское или речное судно – это не простое средство для транспортировки разных видов грузов и людей. Современные корабли располагают множеством технических систем, которые обеспечивают их работоспособность, а также комфорт для команды и пассажиров. Среди таких систем можно выделить следующие комплексы:

  • кондиционирования воздуха;
  • очистки воды;
  • пожаротушения;
  • подачи газа и воды;
  • обеспечения электричеством;
  • удаления стоков.
На фото - технические системы на корабле, murmolka.com

Понятно, что для их работы требуется трубопроводная и запорная арматура, которая по своей функциональности похожа на ту, которая используется в сухопутных трубопроводах. От кормы до носа суда наших дней напичканы такой арматурой. И чем крупнее корабль, тем больше на нем присутствует специальной арматуры всевозможных размеров и типов.

Например, когда речь идет о простейшем буксире, работающем на дизельном топливе, перевозящем небольшие объемы грузов на недалекие расстояния, судовая арматура на нем может быть представлены несколькими запорными и одним топливным клапаном. А вот уже огромные океанские лайнеры либо грузовые корабли, совершающие плавание между континентами, имеют в своей конструкции массу трубных узлов, резервуаров, насосного оборудования, которое просто-напросто не будет функционировать без той или иной арматуры.

Фото судовой арматуры, dmir.ru

Сразу заметим, что трубопроводная арматура на кораблях подбирается очень тщательно. Она, во-первых, должна принимать во внимание агрессивность окружающей среды (например, соленой воды, если речь идет о морских судах), а во-вторых, учитывать агрессивность перевозимых грузов (горючих материалов, нефти и так далее). Если приспособления выбираются неправильно, они очень быстро приходят в негодность, а значит, на судне может возникнуть чрезвычайная ситуация, что чревато многими проблемами.

Виды корабельной арматуры – какой она бывает?

Всю арматуру на современных плавательных средствах принято делить на запорную, трубопроводную, машинную, электротехническую. Судовая запорная арматура предназначается для изменения характеристик потоков жидких и газообразных веществ, а также для перекрытия таких потоков. Ее обычно причисляют к какой-либо подгруппе в зависимости от того, каким образом орган, контролирующий и изменяющий поток среды, перемещается.

На фото - судовая запорная арматура, shtucer.com

С этой точки зрения классификация запорных корабельных приспособлений выглядит следующим образом:

  • арматура с запором, который совершает вращение вокруг своей оси (различные типы заслонок и затворов);
  • арматура с запором, который передвигается перпендикулярно жидкостному либо газовому потоку (задвижки, особые виды золотников и пр.);
  • арматура мембранного типа (в ней эластичная диафрагма воспринимает определенную нагрузку);
  • арматура с запором, перемещающимся с потоком в одном и том же направлении (захлопки, специальные корабельные клапана).
Фото видов судовой арматуры, avito.ru

Машинные и электротехнические приспособления не так разнообразны, как запорные устройства. Они выполняют специализированные задачи и могут иметь между собой существенные отличия, в зависимости от технической «начинки» плавательного средства, на которое они устанавливаются. А вот трубопроводная корабельная арматура считается самой распространенной.

Она в разных количествах имеется на любом судне наших дней. Трубопроводная арматура может быть и контрольной, и запорной, и регулирующей, и предохранительной.

Краткие описания востребованных видов корабельной арматуры

Клинкетные задвижки монтируются в разнообразных системах плавательных средств с целью надежной блокировки проводимых жидких потоков. Такие задвижки необходимы для топливных, охлаждающих, водоотливных, креновых, бытовых, осушительных, балластных и энергетических систем. Кроме того, они используются в корабельных комплексах тушения пожаров.

На фото - клинкетная задвижка, vladivostok.dmir.ru

Во многих из вышеуказанных систем также применяется такая арматура:

  • Редукционные клапаны. Данные устройства могут поддерживать в требуемом интервале постоянную величину давления в трубопроводах. Именно редукционные клапаны способны без преувеличения спасти корабль и его команду в тех случаях, когда давление начинает в силу разных причин «скакать».
  • Регулирующие клапаны. Они позволяют дискретно и непрерывно изменять давление и расход сред в трубопроводных системах. Ни одна балластная либо топливная система судна не может обойтись без таких клапанов.
  • Невозвратно-запорные и запорные клапаны. Эта судовая арматура предназначается для перекрытия жидких и многих специальных сред в трубопроводах. Сейчас налажено производство клапанов с ручным и дистанционным управлением. Такие устройства оснащаются специальными датчиками, дающими возможность арматуре работать в полностью автоматическом режиме.
  • Пожарные клапаны. Изделия узконаправленного функционального назначения. Они монтируются в водопроводе корабля, обеспечивающего пожарную безопасность судна.
  • Шаровые клапаны. Выполняют функцию запорных механизмов либо разобщительных приспособлений для газов и жидких сред.
  • Многоклапанные коробки. Выполняют те же задачи, что и шаровые клапаны, но имеют более сложную конструкцию.