Деятельность работников многих специализаций, востребованных на российских предприятиях, регламентируется профессиональными стандартами — источниками норм, утверждаемыми на уровне государственных структур. Соответствующие документы могут быть впоследствии задействованы компаниями-работодателями в целях реализации и совершенствования собственной управленческой политики в тех или иных направлениях. Например, в части кадрового менеджмента. В чем заключается специфика профстандарта специалиста по управлению персоналом? Какие трудовые функции должен выполнять кадровик в соответствии с нормами, установленными данным документом?
В каких источниках права утвержден профессиональный стандарт специалист по управлению персоналом?
Профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом, как и многие другие источники подобного назначения, утвержден на государственном уровне. Основной правовой акт, который устанавливает соответствующие нормы — Приказ Минтрудсоцразвития РФ № 691н, принятый 06.10.2015. Данный источник права корреспондирует с положениями постановления правительства РФ № 23, утвержденного 22.11.2013.
Профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом, который введен в действие государством, регламентирует, прежде всего, характеристики трудовых функций, что свойственны для кадровика. Каких именно? Речь идет о следующем:
- документальное обеспечение деятельности;
- обеспечение предприятия кадрами;
- оценка и аттестация специалистов;
- развитие кадрового потенциала компании;
- содействие предоставлению работникам фирмы комфортных условий труда;
- реализация социальной политики организации;
- участие в стратегическом управлении кадрами.
Отметим, что профстандарт, разработанный для специалистов по кадрам, устанавливает также квалификационные требования к работникам, выполняющим соответствующие трудовые функции. Только при наличии у человека определенного уровня знаний и навыков работодателю рекомендуется допускать его к решению той или иной группы задач в рамках реализации кадровой политики.Рассмотрим специфику функций, приведенных в перечне выше, подробнее.
Трудовые функции специалиста по кадрам: документальное обеспечение деятельности
Итак, установленный в РФ профстандарт кадровика предполагает выполнение специалистом работы, связанной с документальным обеспечением процесса управления кадрами.
Данное направление деятельности включает:
- подготовку внутрикорпоративных документов, необходимых для легитимизации трудовых отношений с нанимаемыми сотрудниками (проектов договоров по тем или иным позициям, должностных инструкций, коллективных соглашений);
- прием от работников, подписывающих контракты, персональных документов (трудовых книжек, дипломов, карточек);
- подготовку отчетности в государственные структуры, осуществляющие мониторинг трудовых отношений на предприятиях в различных аспектах — включая налоговые, финансовые (речь идет о таких ведомствах, как Трудинспекция, ФНС, внебюджетные фонды).
Рассматриваемое направление деятельности кадровика — в числе важнейших. Следующая не менее значимая группа задач, которые решает специалист по кадрам (профстандарт предписывает делать это), связана с обеспечением предприятия кадрами.
Рассмотрим их.
Функции кадровика: обеспечение предприятия кадрами
Специалист по управлению персоналом (профстандарт также регламентирует соответствующее направление его работы) должен содействовать обеспечению фирмы квалифицированными работниками. Собственно, это одна из главных задач человека, занимающего данную должность.
Рассматриваемое направление деятельности, которое устанавливает профессиональный стандарт менеджера по кадрам, предполагает:
- формирование вакансий на предприятии, требований к кандидатам на их замещение;
- публикация информации по соответствующим позициям в СМИ, на специализированных порталах;
- взаимодействие с консультантами по кадрам, специализированными структурами;
- приглашение кандидатов на замещение вакансий, проведение собеседований с ними;
- оформление специалистов, прошедших тесты, на работу;
- адаптация новых сотрудников к особенностям производственного процесса в компании.
Следующее важнейшее направление деятельности менеджера по кадрам предприятия — оценка и аттестация специалистов, работающих в фирме.
Функции кадровика: оценка и аттестация специалистов
Специалист по кадрам (профессиональный стандарт, утвержденный государством, устанавливает соответствующее обязательство) решает задачи, связанные не только с привлечением и обеспечением эффективного включения новых сотрудников в компанию, но также с содействием поддержания уровня их квалификации, знаний, необходимых компетенций.
Чаще всего данное направление деятельности кадровика включает регулярное проведение оценки уровня знаний и навыков работников фирмы, а также аттестации персонала. Ответственный специалист в данном случае может проводить собеседования, тесты, приглашать сторонних экспертов — в целях выявления уровня профессиональной подготовки сотрудников на тех или иных должностях. В случае если работник не прошел тест, то кадровик выявляет факторы возникновения подобной ситуации. При необходимости — помогает сотруднику, испытывающему сложности в работе, приобрести необходимые знания и навыки.