Первое, что требуется сделать — это выбрать оптимальное количество панорам, из которых будет состоять ваш виртуальный тур и точки их съемки так, чтобы показать локацию наиболее полно и информативно. Далее посчитайте и учтите все доп. модификации, которые будут встроены в проект (план локации, структурированный список панорам, подсказки и т.п.).
Также не забудьте учесть следующие особенности локации: сложность освещения и наличие зеркал; время, в которое можно провести съемку тура; подготовку помещений; получение необходимых разрешений на фотосъемку от собственников помещения. Из вышеизложенного станет понятно, сколько времени займет съемка и сборка 3D тура. Подсчет количества панорам и выбор точек съемки Если помещение не сложной формы и не сильно зонировано, то начерно расставить точки съемки можно на плане помещения. Когда расставить панорамы на плане нет возможности или помещение очень большое и/или нестандартной формы, панорам очень много и т.п., то для согласования точек съемки потребуется организовать предварительный выезд фотографа.
Для заказчика плюсом этого варианта будет возможность пообщаться с подрядчиком вживую и получить предметные рекомендации по подготовке помещения. Выбор дополнительных модификаций Если создание виртуального тура предназначено для публикации на сайте заказчика, а не на Яндекс или Google картах, то в него можно встроить дополнительные модификации: Индивидуальный дизайн; План/карта локации; Структурированное меню; Подсказки; Кнопки “назад” — “вперед”; Фотографии и фотогалереи; Видео; Видео-переходы между панорамами; Музыка; Каталог товаров; Анимация; Модуль звонка для мобильных устройств. Почти все модификации преследуют одну из целей: сделать навигацию по туру более понятной для пользователя; улучшить внешний вид; повысить информативность. Доп. модификации для тура требуется выбрать до начала съемок как минимум для того, чтобы рассчитать, сколько времени уйдет на его сборку. При этом некоторые из доп. модификаций, например, видео-переходы и анимацию не получиться встроить в тур на постобработке, не имея на руках заранее отснятого материала. Выбор времени съемки Выбирайте время съемки исходя из проходимости и открытости локации.
Проще всего снимать жилые квартиры, сложнее всего — площади и людные заведения в рабочее время. Соответственно, съемку жилой недвижимости планируйте с расчетом на наиболее привлекательное освещение. А время съемки коммерческих помещений лучше планировать на нерабочее время, с учетом особенностей бизнеса. Если такой возможности нет, то выбирайте интервал так, чтобы в помещении было меньше всего людей — раннее утро или обед, в зависимости от тематики. Выбор фотографа для съемки 3D панорам В первую очередь выбирайте фотографа, который специализируется на панорамной съемке — в ней слишком много небольших нюансов, которые в общей сумме дают очень весомое влияние на конечный результат. Здесь крайне важны все этапы работы: Выбор точек съемки; Подбор оборудования; Схема панорамной съемки (количество кадров из которых будет собрана панорама); Сама съемка; Склейка HDR-изображений (это необходимо в 9 случаях из 10); Сборка 3D панорамы; Обработка 3D панорам: цветокоррекция, коррекция яркости, контраста и финальная ретушь; Сборка виртуального тура.
Продолжительность съемки Продолжительность съемки рассчитывайте, учитывая следующие пункты — так как именно они съедают основную часть времени: фотографу требуется осмотреть локацию (если предварительного выезда не было); время на подготовку оборудования (собрать/разобрать, сложить/разложить, настроить); время на финальную подготовку помещений — в большинстве случаев требуется убрать какие-то вещи, упущенные во время уборки, или то, что успели разложить уже после уборки.
Также часто требуется чуть-чуть подвинуть или выровнять мебель относительно точек съемки панорам; время на саму съемку панорам — среднее время съемки одной 3D панорамы при обычном комнатном освещении и съемке на зеркальную камеру — около 5 минут, но чем темнее в помещении, тем длиннее выдержка и, соответственно, времени на одну панораму может уйти больше; освещение помещений — в помещении с приглушенным светом съемка займет примерно в два раза больше времени, чем при обычном комнатном освещении — подробнее уточняйте у фотографа, с которым планируете работать; проходимость помещений — в людных помещениях снимать панорамы довольно долго и проблемно, так как приходится ждать, пока люди выйдут из кадра. Съемка 3D панорам
Выбор оборудования
Кроме условий освещения на время съемки и качество панорам влияет то, какое оборудование использует фотограф. Это могут быть портативные камеры 360° — панорама делается в один кадр. В этом случае съемка проходит максимально быстро, но качество таких панорам зачастую удручающее; Профессиональное оборудование — зеркальные фотокамеры или оборудование для сканирования помещений — делается от 5 до 20 кадров с поочередным поворотом и наклоном камеры. Качество изображений в этом случае существенно выше, но и времени это занимает больше. Выбирайте оборудование, исходя из задачи и бюджета. Портативные камеры можно использовать в ситуациях, когда требуется сделать много панорам в сжатые сроки, а качество для заказчика не принципиально. Если качество изображения для заказчика стоит на первом месте, вам придется использовать профессиональное оборудование.
Трудности съемки
Основная трудность на этапе съемки — это движущиеся объекты: люди, машины, облака. Если вблизи точки съемки проходит много людей, то приходится делать несколько дублей на каждый кадр для последующего удаления людей на этапе сборки панорам. То же самое и с автомобилями. Очень неприятный момент — переменная облачность. Для получения качественной панорамы на всех сделанных кадрах должно быть одинаковое освещение, иначе при склейке будут видны границы соседних кадров. Из-за быстро плывущих облаков в солнечный день порой приходится снимать несколько дублей одной и той же панорамы, чтобы избежать проблем на постобработке. В остальном съемка не несет каких-то особых трудностей и занимает довольно небольшую часть времени от общих времязатрат на создание тура