Есть в Париже русский квартал или как его еще иногда называют — «русский уголок». Здесь можно пройтись по улицам Петра Великого или Невской, посетить ресторан «Петроградъ», полюбоваться березками. Но настоящим «сердцем» этих мест является собор Александра Невского (Cathédrale Saint-Alexandre-Nevsky), главный православный храм французской столицы.
История собора
Русские начинают селиться в Париже с XVIII века, и уже в XIX веке их было около 1000 человек. Весной 1717 года Петр I посещает Париж во время своего европейского путешествия, после чего здесь открывается представительство России. В 1816 году учреждена церковь греко-православного вероисповедания. Сначала эту роль выполнял один из залов русского посольства, потом богослужения совершались в арендованном особняке.
Идея строительства собора принадлежала настоятелю русской православной миссии Иосифу Васильеву, который появился в Париже в 1846 году.
После отказа Святейшего Синода и Правительства выделить денежные средства, было принято решение построить храм на общественные пожертвования. Начало положил царь Александр II, затем подключились купцы, военные, простые люди. Среди них были православные других национальностей, внесли свой вклад католики и протестанты. На купленном участке земли началось строительство храма. Автором проекта стал Р.И. Кузьмин, который до этого занимался возведением сооружений в Гатчине. Надзор над строительством собора был поручен архитектору И. В. Штрому, известному по проекту Владимирского собора в Киеве. К 1859 г. относят начало строительства, освящение собора состоялось 11 сентября 1861 года. Долгие годы собор был местом притяжения православных жителей Парижа. В 1983 году здание признано историческом памятником Франции.
Архитектурный облик и внутреннее убранство храма
Наполеону III приписывают слова, сказанные при одобрении проекта храма – «странный, оригинальный, но очень красивый». Католический аббат Гетте называл его одним из самых красивых украшений Парижа.
Считается, что храм из белого камня построен в русско-византийском стиле. При описании его архитектурного облика обычно упоминают Константинопольский Софийский собор и подмосковный Коломенский храм XVI века. Главный купол храма (высота 48 метров) окружают четыре башни-колокольни с золотыми куполами. Пол в церкви каменный – белые и черные плиты уложены в шахматном порядке. Внутри церковь украшена яркой, сияющей золотыми красками, настенной живописью прекрасного исполнения, над которой работали русскими художники Е. С. Сорокин, А. Е. Бейдеман, М. Бронников, Г. Васильев, А. П. Богомолов.
На главном фронтоне храма А.Е. Бейдеман выполнил фреску, являющуюся копией мозаики из итальянской Равенны (храм Святого Аполлинария). В середине 50-х годов XX века нижняя церковь была расписана художниками А.А. и М.А. Бенуа. В это же время фреску на фасаде заменили мозаикой мастера М. Герцели.
Собор и известные россияне
С собором оказалась тесно переплетена жизнь многих русских знаменитостей. Здесь прощались с Иваном Тургеневым, Федором Шаляпиным, Антоном Деникиным. Уже в наше время здесь отпевали Тарковского (в 1986), Окуджаву (в 1997).
К светлым событиям, происходившим в стенах храма, можно отнести венчание в 1918 году русской балерины Ольги Хохловой и гениального живописца Пабло Пикассо. В 2007 году в Соборе Александра Невского Париж обвенчалась русско-французская пара – чемпион мира по шахматам Владимир Крамник и протестантка Мари-Лор Жермон. Жизнь русского писателя Ивана Бунина пересеклась с православным собором дважды – в соборе он венчался, здесь его и отпевали.