В какой-то момент я был вынужден искать консультации в применении стандартов серии ISO 9000, но в открытом доступе практически нет практики их применения. Это и подтолкнуло меня к тому, чтобы написать серию статей по этой теме. Данные статьи публиковались в Livejournal в 2016 году, было дело ) Но время идет вперед, и я решил их подкорректировать, где-то дополнить и переиздать.
Я буду рассказывать о системах менеджмента на примере машиностроительного завода, так как эта тематика мне ближе, но принципы стандартов ISO серии 9000 так же легко можно применить практически на любой другой вид деятельности.
Кроме того, я постарался не применять специальные термины, а разговаривать с читателем на одном языке, просто, максимально понятно и доходчиво, надеюсь, что я не ошибся в выборе данного подхода. =)
ПОЕХАЛИ! )
У нас в организации есть такой неведомый многим зверь, которого зовут Система менеджмента качества (СМК), есть какие-то непонятные стандарты, внутренние и внешние аудиты и прочая ересь. А кто-то об этом даже и не знает.
Тонкость в том, что мы в Службе менеджмента качества и шаманим все это. Но при этом, СМК касается всех. Даже если вы об этом еще не знаете, вы в системе.
Самое главное — это то, что зверь этот не так страшен, как его малюют по незнанию, и он позволяет устранить бардак во многих вещах, которые нас с вами периодически раздражают.
Например, когда вас начинают пинать из кабинета в кабинет с непонятными бумажками, вас это бесит. Когда вы не знаете, как сделать что-то правильно, а за то, что сделали это неправильно, вас лишили премии — обидно. А как правильно делать — непонятно. Бардак бесит каждого, особенно, когда касается его лично.
СМК создана именно для решения этих вопросов. Она постоянно развивается. Но ее почему-то все боятся как черта лысого. Так вот, я постараюсь объяснить Вам, коллеги и интересующиеся, что это за зверь такой, с чем его едят, для чего он нужен и что нам это даст сегодня и в перспективе.
Давайте разберемся, а что же такое СМК?
СМК — это аббревиатура, которая состоит из трех слов:
— Система
— Менеджмента
— Качества
Стоп, стоп, давайте, проходите по одному!
— Система.
Система — это нечто, состоящее из многих элементов, которые работают согласованно и без внешнего управления.
Например, сеть автодорог — обучение смк. Автомобили ездят по правилам, светофоры работают, разметка есть.
Компьютер — это система, состоящая из миллиардов элементов и строк программного кода. Вы же, когда мышкой указатель двигаете, не задумываетесь, что делает каждый транзистор в системном блоке? Система работает сама.
Человек — это система. Вы же не заставляете сердце биться, оно бьется само. Это работающая автономно от наших мыслей система, которая только реагирует на изменение нашего настроения, внешних условий, но она работает сама по себе.
В системах бывают сбои, но про это мы поговорим намного позже, в другой части рассказа. Пока что примем систему как нечто идеализированное. Это не так на самом деле, но так пока что будет проще.
— Менеджмент
Менеджмент — это управление чем-либо. Искусство управления вовсе не заключается в том, чтобы быть везде и всегда одновременно. Искусство управления – это умение наладить взаимодействие элементов системы так, чтобы при переходе работы с этапа на этап исполнения, не возникало вопросов. То есть, идеальное управление — это умение наладить идеальную, автономно и эффективно функционирующую систему.
В СМК управление в первую очередь заключается в распределении обязанностей и полномочий, которые отражены в ваших должностных инструкциях, локальных нормативных документах. В идеале, распределение обязанностей и полномочий в документах, при идеальном исполнении работником инструкций, приводит к тому, что все бизнес-процессы организации работают автоматически. Все знают, что им делать в каждой ситуации. А, если не знают, то всегда есть где прочитать что и как, подробно и однозначно.
Такого не бывает нигде (хмм…), но мы пока что идеализируем ситуацию для понимания сути, договорились? Однако, к такому подходу нужно целенаправленно стремиться.
— Качество
А вот тут сложнее. Люди привыкли к тому, что качество — это свойство товара или услуги, и не более. А здесь качество затрагивает и взаимодействие подразделений. Принцип такой:
Качественные исходные материалы (информация, документы, сырье и т.д.) → качественное взаимодействие работников → качественный продукт.
То есть, качество — это свойство наших взаимодействий. Не забывайте, что качественные исходные материалы в этой схеме – это результат качества работы тех, кто их произвел. Но чтобы они произвели качественный продукт, которым мы пользуемся как исходным, они тоже на входе должны получать качественное «сырье», чем бы оно ни являлось, информацией, документами, или железной рудой — смысл всегда один.
Так и получается, что качество (в смысле систем менеджмента) — это цепочка взаимодействий людей. От того, насколько данные взаимодействия продуктивны и эффективны (качественны), зависит то, насколько качественным будет итоговый продукт этих взаимодействий.
Если вас гоняют по кабинетам с бумажкой, которую надо подписать 5-ю людьми, трое из которых понятия не имеют о чем речь, не понимают свою роль и ответственность в этом процессе, то это некачественная организация труда, которая приносит вам (и не только вам) раздражение.
Это просто нужно понять. Когда вы приходите в организацию, которая недорого и быстро оформит вам все что надо, вы скажете, что это была качественная работа. Отличная работа. С ними приятно работать. Почувствуйте в себе это ощущение качества. Именно оно и имеется в виду сейчас.
Итак, СМК — это инструмент для того, чтобы организовать качественное взаимодействие подразделений организации, при этом, максимально сделать все процессы «автоматическими», когда каждый знает что и когда делать, а в результате организация работает как одна система.
СМК напрямую не влияет на качество продукции. СМК — это возможность сделать нашу работу качественной. Качественная продукция в таких условиях будет появляться просто как следствие качественной работы коллектива.