Дисбаланс слишком сложная штука!”– вдалбливал мне мой приятель, матёрый механик, который построил самодельный самолёт(!), –”Он проявляет себя по разному на разных скоростях вращения и вручную балансировать нельзя!” –после этого он с презрением отворачивался. Но я ему не верил, жизнь убеждает: “Если нельзя, но очень хочется, то можно!”. Ручная балансировка вентиляторов снимает остроту вопроса и я знаю вентиляторы , отбалансированные вручную, которые работают по 10 лет.
Первый, самый примитивный способ балансировки крыльчатки вентиляторов.
Освободив “всас” (круглое входное отверстие вентилятора), крыльчатку толкают руками, задавая первое пробное вращение. С лёгким нетерпением ждут остановки вращения. Когда крыльчатка замерла, отмечают чем придётся строго верхнюю точку крыльчатки или лопастей , можно карандашом. Это будет предполагаемая точка перевеса. Строго говоря, точка перевеса всегда внизу, но нас будет интересовать именно вехняя отметка, которую мы и станем так несправедливо называть. Отметив верхнюю точку, повторяем всё заново: рукой задаём второе (потом и третье для уверенности) пробное вращение. И тут начинается самое интересное. Если, отмеченная нами метка, остановилась в другом месте, то, возможно, с дисбалансом у Вас всё в порядке, а вибрацию передаёт какой-нибудь насос поблизости, или проезжающий поезд (шутка). Версия два: из-за износа подшипников или из-за того, что крыльчатка вращается туго, этот способ нахождения точки перевеса не годится: слишком груб. Вообще, при некотором опыте пригодность вентилятора к статичекской балансировке определить не трудно: если крыльчатка крутится очень долго не останавливаясь, то этот вентилятор вполне пригоден для балансировки, если наоборот быстро останавливается, то нет. Далее: если, на нашу радость, отметка замерла снова строго и явно наверху, как мы мечтали, значит мы правильно нашли эту самую точку перевеса и начинается собственно балансировка.
Ищут предметы разного веса, гайки, обрубки полос , куски электродов и т.д. Ищут чем их прилепить тонким слоем: мастика, пластилин, тонкая проволока, скотч, изолента и т.д. И, как Вы уже догадались, начинаются эксперименты в поисках подходящего противовеса в точку перевеса. Прилепляя в точку перевеса к нерабочей поверхности найденные Вами предметы, или постепенно стачивая их на наждаке, и каждый раз заново толкая крыльчатку, добиваются того, чтобы точка перевеса “умерла”, т.е. Ваша отметка потеряла своё постоянное место остановки. Другими словами: в идеале она должна останавливаться каждый раз в разных местах. И когда это случилось, т.е. находится предмет подходящего веса, Вы, победно оглядевши всех вокруг, тащите сварного или привариваете его сами. Ох и люблю я этот момент– момент торжества “человеческого духа” над неодушевлённым металлом! Красиво?
Приваривать на не снятой крыльчатке удобнее всего со стороны квадратного выпуска-фланца, т.е. сверху кожуха (улитки): там нерабочая сторона заднего диска вполне доступна, хотя и не рядом. С пылевым вентилятором проще: его лопасти доступны со стороны всаса.
Иногда боятся балансировать сами по той причине, что противовес искать очень долго и, как полагают, практически невозможно поймать неустойчивое положение. Это ошибка: по-любому противовес ищется не более 15 минут. Подсказкой в поиске служит то, что точка перевеса находится всё медленней и медленней. Она не спеша, вальяжно уходит вверх, пропуская своё родное место и также всё медленней и медленней возвращается назад, пропуская его снова , но с другой стороны.
Приваренный противовес может из-за сварки прибавить в весе и, в свою очередь, сам стать точкой перевеса. За такое “предательство”, с ним поступают безжалостно: обдирают болгаркой, до тех пор… Здесь важно не пропустить равновесие, в каждой пробе терпеливо уменьшая обдирку.
Недавно мне рассказали, что в столице есть человек–суперпроф, который тычет щупом особого прибора с программами куда-то (не хочу завираться в деталях) в работающую “вертушку” и через несколько минут, лениво зевая, скажет Вам: где, чего и почём… и сделает это сам за приемлемый гонорар. Если это легенда, то она имеет право быть по жизни.
На многих западных вентиляторах на заднем диске есть специальные балансировочные винты, разного вида, которые делают процедуру балансировки лёгкой, как поиск телевизионных программ.
Выше сказанное относится к простым случаям и называется на техническом языке: ручная статическая балансировка. И мой друг механик, был конечно прав, в том смысле, что она всегда хуже т.н. динамической балансировки, т.е. балансировки с учётом параметров дисбаланса в рабочем режиме, на полной скорости вращения. Почему? На больших скростях появляются разные вибрации, возникают резонансы, детали меняют форму и положение: “вытягиваются”, кто может вытянуться и сжимаются кто может… Иногда это существнно влияет на дисбаланс–иногда нет. И, очевидно, вопрос только в какой степени можно с такой балансировкой мириться. Опыт показывает, что иногда можно неплохо “зимовать” и со статической, включив для проверки отбалансированный вручную вентилятор.
Выше мы изучали случай балансировки вентилятора “вживую”, не снимая крыльчатки. Но бывает много случаев, когда крыльчатку необходимо отбалансировать отдельно: напр. после её ремонта, или переставляя другую, или нет уверенности, что не погнут вал, или дисбаланс в шкивах, в моторе, тугие или разболтаные подшипники и т.д. Тогда производят балансировку на балансировочных козлах или на “ножах”