Резервуар для топлива – это герметичный стальной резервуар для накопления, хранения и выдачи различных видов топлива: бензины Аи-92, Аи-95, ДТ и другие
АО «НПК «ТЕСЛА» проектирует и производит резервуары для дизельного топлива объёмом от 3 до 100 м³ РГС и РВС.
Емкость для хранения и транспортировки дизельного топлива может иметь одностенное или двустенное исполнение. Двустенные резервуары предназначены для хранения топлива в суровых условиях эксплуатации (перепады температур, низкие температуры, подземное размещение), в том числе и на опасных производственных объектах, таких как котельные, производственные цеха и др. В ёмкости двустенного исполнения пространство между стенками заполнено газом или незамерзающей жидкостью, а также установлен контроль уровня этой жидкости (газа) на случай утечки.
Применение топливных резервуаров
Широкое использование в промышленности, работающей на различных марках горючего, вынуждает иметь постоянный запас горюче-смазочных материалов. Поэтому на АЗС и других пунктах заправки техники используют емкости различного объема для хранения этих жидких материалов. С этой функцией вполне успешно справляются топливные резервуары. Топливо по своим физико-химическим свойствам является веществом повышенной опасности и при его хранении в емкостях требует соблюдения высоких норм безопасности. Эти нормы выдвигают, прежде всего, особые требования к конструкции этих емкостей.
Резервуары для топлива должны быть:
- герметичны;
- безопасны при использовании;
- оборудованы системами световой и звуковой сигнализации;
- иметь оборудование по контролю над состоянием топлива;
- иметь сливное и наливное оборудование исключающее возможность перелива.
Топливные резервуары классифицируют:
- по конструкции и конфигурации;
- материалу изготовления;
- виду хранимого горючего;
- расположению.
Конструктивные особенности топливных резервуаров
По форме и конструкции их различают:
- вертикальные цилиндрические;
- горизонтальные цилиндрические;
Резервуары горизонтального вида могут иметь эллиптически днища и в виде усеченного конуса днище, но наиболее распространенным является конусные. Эти резервуары по своей конструкции выполняются с одной или двумя стенками (двустенные). Особенность двустенных резервуаров заключается в том, что основная емкость находится внутри предохранительного резервуара. Межстенное пространство абсолютно герметично и заполнено азотом или специальной жидкостью для контроля над сохранностью топлива. Такие резервуары, в основном, имеют горизонтальную конструкцию и устанавливаются под землей.
Если рассматривать расположение топливных резервуаров по отношению к земле, то их разделяют:
- наземные;
- полуподземные;
- подземные.
Монтаж топливных резервуаров
Наземная группа резервуаров включает в себя емкости, у которых днище находится выше поверхности земли. Их, как правило, устанавливают на фундамент, а для горизонтальных резервуаров используют два железобетонных или металлических фундамента седловиной формы.
Для монтажа полуподземных резервуаров это расстояние не должно быть меньше 20 см.
Подземные резервуары заглубляются в грунт с условием не превышения 2 метров расстояния от максимального уровня топлива до поверхности земли. Эти резервуары более безопасны для хранения топлива.
К особенностям конструкции этих емкостей относится их однокамерное и многокамерное исполнение. Многокамерная конструкция топливных резервуаров очень удобна для использования на АЗС. Она позволяет хранить несколько марок горючего в одной емкости и это дает возможность иметь необходимое количество марок топлива при ограниченной площади АЗС.
Устройство резервуара для хранения топлива, кроме конструктивных особенностей, включает в себя установку необходимого оборудования для безопасной и удобной эксплуатации. Это огневые предохранители и дыхательная аппаратура, ограничители и муфты, хлопуши и механизмы ее управления, фильтры, приемо-раздаточные устройства. Для обеспечения температурного режима хранения и эксплуатации в топливных резервуарах используют пароподогревательное и водонагревательное оборудование. Особое внимание уделяется резервуарному оборудованию для слива и налива.
Перекачка топлива в резервуары производится по установленной схеме согласно утвержденной инструкции. В них рекомендуется производить перекачку топлива в ночное время и заполнение резервуара производить до максимально допустимого уровня для уменьшения его потерь при испарении.
Применяемая перекачка топлива в резервуары должна предусматривать использование «закрытой струи» для заполнения резервуара топливом. С этой целью раздаточный рукав автозаправщика подсоединяют к патрубку слива-налива резервуара с помощью быстросъемного соединения или плотно одевают на патрубок с фиксацией хомутом.
Кроме этого, согласно правилам безопасной эксплуатации топливных резервуаров, в них предусматривают установку отсечного клапана, так как эти правила устанавливают его объем заполнения на уровне 95% от общего объема резервуара.
Хранение дизельного топлива в резервуарах предъявляет жесткие требования к качеству материала ее изготовления и конструкции. Эти требования касаются физико-химических свойств материала, они не должны вступать во взаимодействие с дизтопливом. Их конструкция должна не допускать вытекания горючего, иметь особые клапана обеспечивающие циркуляцию воздуха внутри емкости и не допускать попаданию воды в резервуар. Резервуар для дизельного топлива должен быть оборудован дренажной системой с использованием специальных клапанов и устройств для сброса конденсата.
по надежности, значительно легче и удобнее при использовании. Их температурный режим применения составляет минус 40 – плюс 50°С.