Каждый автовладелец рано или поздно сталкивается с необходимостью ремонта своего транспортного средства. Для этого он пользуется услугами профессиональных сервисных центров или применяет собственные навыки, что помогает сэкономить значительную сумму денег.
Ремонт автомобиля своими руками предусматривает особенно внимательный осмотр:
- Расходных материалов (масла и других жидкостей, фильтров, тормозных колодок и пр.)
- Двигателя и ходовой части (произвести контроль уровня масла, состояния клапанов и т.п.)
- Электронных систем
- Уплотнителей (прокладок, пыльников, манжет)
- Элементов салона
Ремонт автомобиля может быть плановым (систематическое обслуживание, замена агрегатов после естественной выработки их ресурсов) или внеплановым (в случае внезапного выхода из строя определенного элемента).
В зависимости от узлов, с которыми проходится работать, выделяют несколько видов ремонта автомобиля: кузовной, трансмиссионный, ремонт двигателя и пр.
В данной статье мы обратимся к некоторым моментам обслуживания двигателя – силового агрегата, который без преувеличения можно назвать сердцем автомобиля. Из-за наличия значительного количества трущихся элементов он требует регулярной диагностики и своевременного сервиса.
Когда необходим ремонт двигателя?
Ремонт двигателя необходим в случаях:
- Износа и выработки деталей свыше 80 % ресурса
- Появления механических повреждений основных компонентов силового агрегата
- Обнаружения поломок, связанных с неправильной настройкой или неграмотным техническим обслуживанием двигателя
Существует также множество других причин, вызывающих неисправности двигателя. Их учет помогает автовладельцам предупредить проблемы в дальнейшем, однако не отстраняет от решения конкретных задач «здесь и сейчас».
Ремонт бензиновых двигателей подразделяется на поточный (замена изношенных деталей с меньшим, чем у двигателя, ресурсом), капитальный (согласно пробегу автомобиля) и внеплановый (при неожиданной поломке силового агрегата).
Многие автомобилисты задаются вопросом – с чего начать ремонт двигателя? Ответ достаточно прост – сначала необходимо уточнить характер проблемы. Возможно, она вообще не связана с силовым агрегатом. Для этого проводится ряд диагностических процедур: электронных и механических.
Электронная диагностика включает в себя проверку электронного блока управления двигателем, а также состояния всех датчиков и соединений. Если проблемы при этом не выявлено, дальнейших действий проводить не стоит во избежание негативных последствий.
Механическая диагностика требует больше времени, сил и знаний. Однако она точно обнаруживает проблемы и указывает на необходимость в проведении ремонта двигателя.
Далее рассмотрим этапы этого процесса более подробно.
Демонтаж и разборка двигателя
В каждом конкретном случае двигатели снимаются по-разному: все зависит от положения силового агрегата, количества цилиндров, конструктивных особенностей кузова автомобиля, типа коробки передач и прочих факторов.
Например, демонтировать двигатель с машин отечественного производства (особенно старых моделей с минимумом электронных устройств) проще, чем с иномарок. Дизельные двигатели типа ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 демонтируются с автомобиля в течение 10-12 часов, а их иностранные аналоги – более чем 36 часов. Та же ситуация и с процессом разборки двигателя, который у Жигулей может занимать около 3 часов и более, а у машин иностранного производства от 10 часов.
К процессу разборки любого двигателя стоит отнестись очень ответственно, так как именно в этот момент возможна первичная визуальная диагностика силового агрегата на предмет обнаружения повреждений, трещин и прочих дефектов.