Ученые предполагают, что ребенок даже во время внутриутробного развития реагирует на звуки речи. Если будущая мама громко кричит или ругается, у плода может наблюдаться возбужденное состояние. С первых месяцев жизни младенец проявляет интерес к речи окружающих. Уже на первом-втором месяце ребенок различным образом реагирует на звуковые сигналы. Он может оживиться, начинать активно двигаться или же, наоборот, успокоиться, перестать плакать, если слышит ласковый голос мамы. Ребенок отвечает на слова улыбкой и поворачивает голову в сторону говорящего.
Вот почему так важно заниматься развитием речи с самого раннего возраста. Звучащее слово ведет к формированию всех высших психических способностей. Не случайно такие выдающиеся педагоги, как Л. Н. Толстой и А. С. Макаренко полагали, что основа личности человека закладывается в первые пять лет жизни. И значение речи здесь сложно переоценить.
Особенности развития речи у детей
На каждом этапе развития ребенок осваивает новые элементы речевой культуры. Медики и педагоги выделили возрастные нормы и речевые навыки, которые должны им соответствовать, чтобы становление личности шло без отклонений.
Первые 3 месяца жизни: гуканье, формирование гуления, преобладание гласных звуков (а, и, у), простые реакции на речь.
От 3 до 6 месяцев: активное гуление, разнообразие звуков, переход к лепету; появляется смех, как ответная реакция на действия взрослых.
С 6 по 9 месяц: лепет становится все более частым, возникают первые слоги (ма, ба, па, ня), которые начинают повторяться (ма-ма, ба-ба, па-па, ня-ня), отмечаются элементы звукоподражания.
С 9 до 12 месяцев: возникают односложные слова, формируется способность при помощи голоса передавать эмоции, понимать и совершать простые действия (дай, на, поцелуй маму).
1-2 года: дети произносят первые слова, которые становятся средством взаимодействия с окружающими, активный словарный запас увеличивается до 200-300 слов.
2-3 года: возникают простые фразы и первые предложения, словарный запас достигает 800-1000 слов, речь ребенка уже достаточно понятна окружающим.
3-4 года: предложения становятся все длиннее, их смысл усложняется, ребенок задает много вопросов, запас слов увеличивается до 2000.
4-5 лет: высказывания приобретают форму короткого рассказа, ребенок уже правильно отвечает на вопросы, может пересказать сказку, его речь часто имеет яркий и эмоциональный характер, так как он хочет рассказать окружающим о важных для него событиях.
6-7 лет: речь становится связной и логичной, используются сложные предложения, ребенок дает развернутые ответы на вопросы, у него уже большой словарный запас, может сравнивать предметы, пересказывать истории и сюжеты 40-50 предложениями. Все эти навыки необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Полезные факты о развитии речи у детей
Слуховое внимание | У ребенка развивается несколько видов слуха, в том числе речевой и музыкальный. Стремительное развитие речи может тормозить формирование музыкального слуха. Для гармоничного развития ребенка родителям следует включать для него музыку, напевать. |
Эмоциональное общение | Процесс формирования речи у детей во многом зависит от взаимоотношений со взрослыми. Если существует эмоциональный контакт, малыши старательно повторяют слова и действия родителей. Бедный эмоциональный фон препятствует речевому развитию. |
Моторное развитие | Речь тесно связана с моторикой. В процессе игры задействуются мышцы и органы чувств ребенка. Активно двигающийся малыш лучше развивается, в том числе и в речевом общении. |
Интеллектуальный рост | Ребенок может произносить фразы, непонятные родителям. Это не является показателем слабо развитого интеллекта: малыш стремится выразить свои желания имеющимся словарным запасом. Развитие мышления ребенка происходит в тесной связи с формированием речи. |
Различные виды общения | Речь возникает из потребности в общении. Чем больше малыш вовлекается в различные формы взаимодействия с другими людьми, тем легче и быстрее развивается его речь. |
11+ способов развития речи у детей
Мы собрали для вас лучшие советы, которые помогут развить речь вашего ребенка.
Пошаговая инструкция для развития речи у детей младшего дошкольного возраста
У детей младшего дошкольного возраста формирование речи происходит особенно активно. Вот почему специалисты уделяют повышенное внимание именно этому периоду. Впереди малышей ждет школьное обучение, которое потребует достаточно высокого уровня развития речевой культуры. В этой связи можно предложить следующие эффективные упражнения.
Используйте наглядность
Огромную роль играет наглядность – детям важно видеть, что происходит вокруг, и чем разнообразнее будет окружающий мир перед глазами, тем быстрее будет развиваться речь. Научите малыша наблюдать за предметами и явлениями вокруг – не просто смотреть, а обращать внимание на детали, занятия по развитию речи пытаться словами описать увиденное. Совместный поход в магазин, прогулка в ближайшем парке, новая книжка и даже старая игрушка станут отличным тренажером речи – просто попросите ребенка рассказать, что он видит. Задавайте вопросы «что это?», «кто это?», «что делает?», «что с ним можно сделать?»