Разрешённая тонировка: какие стёкла и как можно затемнить

Разрешённая тонировка: какие стёкла и как можно затемнить

Хороший обзор в автомобиле — один из важнейших факторов безопасности движения. Об этом говорят статья 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» и просто здравый смысл. Помимо обязательного наличия стёкол, преду­смотренных на автомобиле с завода, этот документ регламентирует и минимальное свето­пропускание стёкол, с которым можно эксплуатировать машину.

Светопропускание — это количество света, которое попало в салон по отношению, к количеству света, которое попало на стекло. Абсолютно прозрачных стёкол не существует, поэтому даже нетронутое тонировкой остекление не обеспечивает 100-процентного свето­пропускания.

Какая тонировка запрещена

В заводских условиях стёкла затемняют, добавляя специальные компоненты в состав материала. Их количество и состав определяют степень и оттенок тонировки авто. Для затемнения уже готового стекла чаще всего применяют другой метод: его оклеивают изнутри плёнкой. Она тоже может отличаться по цвету и количеству света, которое пропускает.

Оклейка стёкол не запрещена законом (в отличие от фар). Только выбирать плёнку нужно с учётом того, какое светопропускание конкретного стекла автомобиля требует законодательство. Но помимо этого параметра есть ещё два ограничения, действующие вне зависимости от степени затемнения окон:

  1. Запрещено использовать зеркальную тонировку — вне зависимости от места её расположения и типа автомобиля. Такое покрытие целиком возвращает свет фар и может ослепить водителей в тёмное время суток.
  2. Покрытие лобового стекла не должно искажать восприятие белого, голубого, красного, жёлтого и зелёного цвета.

Можно ли тонировать лобовое стекло

Требования ТР ТС 018/2011 устанавливают минимальное светопропускание лобового стекла в 70% для обычных гражданских машин и 60% — для автомобилей с бронированными стёклами. Это значит, что формально вы можете сделать стекло чуть темнее штатного или использовать специальную плёнку с защитой от ультрафиолетовых лучей. Но обратите внимание, что большая часть ветровых стёкол уже немного затемнены с завода. Поэтому перед поклейкой плёнки стоит узнать светопропускание исходника — оно может оказаться около 80%. В этом случае игра не стоит свеч: дополнительные 10 процентов будут почти незаметны и не спасут от ярких лучей солнца в ясную погоду.

Кроме этого, для снижения риска ослепления солнцем Технический регламент разрешает наносить на верх лобового стекла светозащитную полосу. Её прозрачность не измеряется, можно использовать любую тёмную плёнку по своему усмотрению. Для транспортных средств категорий М1 (легковые до 8 мест), M2 (пассажирские более 8 мест, до 5 тонн), N1 (грузовые до 3,5 тонн), L6 и L7 (квадроциклы массой до 350 и до 400 кг) она должна быть шириной не более 14 сантиметров от верхней части стекла. А для автомобилей категории M3 (пассажирские более 8 мест, свыше 5 тонн), N2 (грузовые массой от 3,5 до 12 тонн) и N3 (грузовые свыше 12 тонн) — не должна заходить за верхнюю границу зоны работы дворников.

Можно ли тонировать передние боковые стёкла

Для передних боковых стёкол требования по светопропусканию такие же, как и для лобового: минимум 70%. С той лишь разницей, что никаких дополни­тельных затемнённых участков не преду­смотрено. При этом боковые часто ещё сильнее затемняют уже на этапе изготов­ления — их свето­пропускание может быть достаточно близким к минимальной границе.

Можно ли тонировать задние стёкла

Все законодательные ограничения по свето­пропусканию касаются только передней полусферы остекления. Если у вас есть наружные зеркала заднего вида, то можно беспрепят­ственно тонировать всю заднюю часть автомобиля даже тёмной плёнкой.

При выборе плёнки стоит смотреть не только на процент пропускаемого света, но и на качество самого материала. Часто дешёвые плёнки обладают низкой эластичностью и могут быстро начать отклеиваться. Но выбор некачественных материалов грозит не только регулярной переклейкой. Хорошие плёнки делают стекло тёмным снаружи, при этом видимость изнутри сохраняется. Это значит, что в пасмурную погоду в салонное зеркало всё-таки будет видно улицу, а не отражение интерьера. Так значительно комфортнее и безопаснее парковаться и маневрировать.