Провинциальная культура России
«Провинциальная культура России» — одна из самых востребованных тем современной отечественной гуманитарной науки. За последние десятилетия сформировалась целая школа специалистов, выступающих с журнальными статьями, научными исследованиями, коллективными монографиями, докладами на конференциях, посвященными музыкальной культуре отдельных регионов России, городов, деятельности провинциальных музыкальных организаций и их представителей.
Именно поэтому, не ставя перед собой задачу подробной характеристики особенностей концертной жизни в каждом конкретном регионе страны на рубеже XIX — XX веков, остановимся лишь на наиболее общих тенденциях ее развития в этот период, на именах тех, кто в решающей мере влиял на ее характер.
Трудно назвать город Российской империи, который к 1890-м годам не имел бы своей концертной жизни. Страницы провинциальных газет и журналов пестрят сообщениями о выступлениях местных музыкантов, ученических вечерах, отчетных музыкальных собраниях слушателей частных курсов, концертах инструментальных и хоровых коллективов, гастролях столичных и зарубежных исполнителей.
В 1890-е годы начинает сглаживаться неравномерность развития музыкальной культуры провинции, характерная для предшествующих десятилетий. К некогда ограниченному кругу городов, имевших устойчивые традиции концертной жизни, — Казани, Киеву, Нижнему Новгороду, Одессе, Саратову, Харькову — добавляются теперь Архангельск, Астрахань, Баку, Вильно, Екатеринбург, Екатеринодар, Иркутск, Кисловодск, Кишинев, Николаев, Новгород, Пенза, Пермь, Полтава, Рига, Ростов (актуальные новости из Ростова на privet-rostov.com), Смоленск, Ставрополь, Тифлис, Тобольск, Томск, Ярославль и многие другие. Лишь единичные регионы империи, такие, как Северный Кавказ, Туркестан, остаются к началу XX века в стороне от общего развития концертной жизни страны. Но и здесь намечаются позитивные изменения. Разрастающаяся сеть железных дорог, формирование регулярного сообщения между столичными и провинциальными городами помогают не только активизировать перемещение концертирующих музыкантов, но и наладить систему обмена информацией, получения новинок нотной и музыкальной литературы, торговли музыкальными инструментами и т. д.