Stepik — на данный момент единственная русскоязычная образовательная онлайн-платформа, на который любой желающий может создать экзамен с прокторингом (онлайн-сопровождением и контролем учащегося). Притом такой экзамен может иметь заданную продолжительность, ограниченное время на прохождение, точную дату начала.
В данной статье мы расскажем про то, зачем нужен прокторинг, и в подробностях опишем интеграцию системы онлайн-прокторинга ProctorEdu с платформой Stepik.
Если вы знаете, что такое онлайн-прокторинг и какие он дает преимущества для реализации процесса проведения онлайн-экзаменов, то пропускайте следующую описательную часть и сразу переходите к вопросам реализации в главе Что такое экзамен на Stepik?
Вступление
Для перевода обучающих материалов и тестовых заданий в онлайн-формат подходят практически любые области знания — от IT до HR. Например, онлайн можно можно проводить обучение новых сотрудников в компании, или осуществлять автоматическую проверку кода, или обучать работе с базами данных — и всё это непосредственно на образовательной платформе без необходимости для преподавателей или учащихся разворачивать инфраструктуру на локальных компьютерах. При этом решается проблема проверки полученных знаний, т.к. можно провести финальный экзамен по курсу в том же онлайн-формате, в котором учащийся проходил онлайн-курс. Не надо заставлять человека, желающего получить сертификат, ехать в рабочее время в Центр тестирования, нервничать из-за новой незнакомой обстановки, когда можно предоставить возможность пройти онлайн-экзамен в том же знакомом интерфейсе в удобное время, при этом сидя в комфортном кресле.
Рассмотрим IT-индустрию: например, центр сертификации Microsoft позволяет проходить сертификационные экзамены удаленно, компания Hortonworks организует получение сертификатов по администрированию собственной платформы, предоставляя доступ к удаленной виртуальной машине и список заданий, которые нужно сделать.
И, всё-таки, несмотря на неудобство для экзаменуемых, стоимость сертификатов в IT-индустрии достаточно высока, и оборудование физических помещений под цели проведения экзаменов, для которых необходимо проверять личность сдающего и осуществлять строгий контроль за процессом сдачи, может быть рентабельно. Но если посмотреть на ситуацию, когда быстрорастущей компании, которая работает в нескольких регионах, нужно массово обучать и проверять знания сотрудников, а затем на основе этой информации принимать финансовые и HR-решения, процесс организации физического присутствия сотрудников на экзаменах может стать очень дорогим и организационно сложным для масштабирования.
Как же прокторинг всех спасёт?
Давайте представим, что появился новый конкурент Uber компания Taxibus, которая называет своим ключевым преимуществом вежливость и высокий профессионализм своих водителей. Для этого водитель, сотрудничающий с компанией Taxibus, должен ежеквартально сдавать теорию по ПДД и экзамен по правилам эффективного общения. В случае успешной сдачи экзаменов водитель получает льготный тариф, который позволяет ему отдавать транспортной компании не 7, а 5% комиссии от стоимости каждой поездки. К работе с компанией Taxibus подключилось уже около 7 тысяч водителей в 15 городах страны, и чтобы не тратить деньги на аренду помещений и оплату зарплаты сотрудникам-прокторам, осуществляющим контроль процесса сдачи экзамена, компания разработала онлайн-экзамены, доступные водителям в любое время с их личных компьютеров или мобильных устройств. Однако, некоторые водители не хотят готовиться к экзаменам, но их привлекает возможность получить дополнительный бонус от компании. Поэтому они просят своих друзей, уже успешно сдавших экзамен, пройти экзамен вместо них.
Чтобы однозначно подтвердить личность сдающего и получить уверенность, что экзамен был сдан честно, без использования посторонней помощи, организаторы обучения могут подключить к экзаменам в своей обучающей платформе систему онлайн-прокторинга. Основная задача таких систем — через доступ к веб-камере, микрофону и рабочему столу пользователя подтверждать соблюдение регламента экзамена в автоматическом или полуавтоматическом режимах (о чем мы еще скажем ниже), как делал бы это реальный проктор при физическом присутствии сдающего на экзамене. Подробнее о том, как работают такие системы можно прочитать здесь.
В случае сдачи онлайн-экзаменов по IT-дисциплинам может использоваться такая же система. Системы прокторинга довольно сложны сами по себе, т.к. они требуют работы с несколькими видео-потоками, организации систем хранения видео и аудио информации, технологий распознавания лиц и речи, разработку интерфейсов проктора для управления процессом сдачи экзамена и экзаменуемого. Поэтому Stepik не стал разрабатывать свою технологию онлайн-прокторинга, а использует уже имеющиеся решения. В этом посте мы хотим рассказать некоторые технические подробности, о том, как мы интегрировали систему онлайн-прокторинга ProctorEdu для работы с нашей платформой, и как наши преподаватели курсов могут настроить прокторинг в экзаменах в своих курсах на Stepik для более надежной верификации экзаменационных сессий.
Что такое экзамен на Stepik?
В Stepik уроки объединяются в модули или учебные недели. Любой модуль можно превратить в экзамен, выбрав в настройках тип модуля «Экзамен» и задав продолжительность экзамена. Учащиеся смогут приступить к прохождению экзамена в промежуток времени, который задает преподаватель курса, нажав кнопку «Начать экзамен». Пока длится экзамен, учащийся видит таймер с обратным отсчетом. После окончания экзамена учащийся больше не сможет набирать баллы в экзамене.
Когда пользователь приступает к экзамену, для него в базе создается запись exam-session, в которую записывается дата начала экзамена пользователем. Зная дату начала и продолжительность экзамена exam_duration_minutes, мы в интерфейсе отображаем оставшееся время пользователю. Пользователь получит только те баллы за правильные решения, которые он успел получить до окончания экзамена.
Как технически устроена интеграция с провайдером прокторинга?
Реализация возможности проходить экзамены с онлайн-прокторингом наложила дополнительные ограничения на возможность создания записи exam-session — пользователь должен иметь возможность записаться на доступный сеанс прокторинга и приступать к экзамену только, когда получил на это разрешение проктора. При этом проктор должен иметь возможность досрочно закрыть доступ к экзамену в случае нарушений, а также оценить наличие и отсутствие нарушений во время экзамена, которые могут повлиять на итоговую оценку. Для этого в Stepik мы добавили еще одну модель proctor-session, которая связана с экзаменационным модулем и позволяет создать exam-session только при наличии запущенной proctor-session (с установленной start_date).
Система прокторинга теперь сможет управлять proctor-session через API с помощью следующих команд:
- Start — запуск сессии (установка start_date);
- Stop — пользователь через интерфейс ProctorEdu может досрочно завершить экзамен;
- Submit — завершение сессии проктором и вынос заключения (поле score, в котором сохраняется число от 0 до 1 (шкала с границами «не одобрено»/«одобрено»).