Думая о лепнине, чаще всего люди представляют себе богатый карниз и потолочную розетку, как некий символ стиля. О том, какой может быть потолочная розетка (или розетт) под люстру, как подобрать медальон в соответствии со стилем, а потом смонтировать, мы и поговорим.
Ретроспектива и современность
Растительные объемные орнаменты, расположенные на потолке по центру или в углублениях-кессонах с радиально расходящимся декором в виде листьев или цветочных лепестков использовались в архитектуре всех времен и народов: в Древнем Египте это была стилизация лотоса, в Древних Греции, затем Риме медальонами в виде соцветия шиповника или композиции листьев аконита, декорировали не только потолки, но и стены, погребальные стелы.
Возникшие позднее стили архитектуры и внутреннего убранства, вбирая и развивая приемы античных мастеров, превратили розетту в витражное окно-розу — отличительный признак готического стиля, снабдили ее роскошным декором, выкрасили в яркие цвета и вызолотили в стилистике барокко и рококо. После роскоши рокайля особенно стильно и утонченно смотрятся более скромные композиции классицизма, ампира, пришедшего им на смену модерна в России или европейского арт-нуво.
Казалось бы, господствующие в нынешних интерьерах технологичные стили пост модерн, техно, рациональный лофт или иррациональный бохо должны отказаться от такого декора. Но нет! Именно новая 3D технология, принтерная объемная печать позволили совершить прорыв в потолочном дизайне, воплотившись в новые формы лепнины.
Нынешняя розетка на потолок под люстру может быть нетрадиционной формы, абстрактной по рисунку, но не менее декоративной, чем классические образцы. Сейчас можно выделить следующие типы розетт:
- Акантовые, имитирующие листья аконита, чередующиеся со стрелками, как на иониках в древнегреческих и римских ордерах;
- Вихревый, с отходящими из центра дугами одной кривизны, как бы закрученные вихрем;
- Зонтикоподобные, в форме эллипса с расходящимися от центра лучами;
- Солнечные, наподобие вихревой, с лучами разной длины.
Розетка под люстру может быть самой разной формы — классические круг и овал дополняются квадратным кессоном, ромбовидными, многоугольными построениями декора, причем не только плоскостными, украшенными росписью или фреской, но и объемными — выпуклыми или вогнутыми, полихромными, многоярусными.
Разновидность потолочных розеток
Разновидность потолочных розеток
Виды форм потолочных розеток
Куполообразные элементы лепнины из гипса под люстру придают помещению особенно изысканный вид, создают прекрасную акустику, но не годятся для установки в типовых квартирах многоэтажек. Использование этого элемента в загородных особняках желательно планировать на стадии проектирования, так как он требует большой высоты помещения.
Кессоны квадратной или прямоугольной формы, как и круги и овалы с невысоким рельефом, подходят для установки в комнатах любой высоты, главное, чтобы размер изделия соответствовал масштабу комнаты.
Удобны для монтажа составные розетты, состоящие из нескольких частей, крепить их может один работник, в то время, как монолит большого размера и веса потребует помощи дополнительных рук.
Утилитарная функция розетки в наше время — скрыть от глаз мало эстетичное сплетение электропроводки и крюка, на котором висит люстра, поэтому большинство моделей розеток снабжено центральным отверстием для пропуска стойки.
Выбор декора
Декоративная розетка под люстру должна соответствовать следующим критериям:
- Стилю интерьера;
- Масштабу помещения;
- Высоте помещения;
- Размеру и стилю осветительного оборудования.
Потолочная розетка под люстру в интерьере
Потолочная розетка под люстру в интерьере
Перед тем, как выбрать потолочную розетку под люстру необходимо решить общую стилистику помещения, определить конструкцию креплений, размер розетки и люстры, материал изделия. Хорошим подспорьем при выборе станет заранее выполненный рисунок потолка с размерами, местом расположения светильника и розетки и другим потолочным декором, если он предусмотрен. Когда люстра приобретена заранее, выбор стиля и размера ограничивается.
Стилистика
В современных интерьерах не встретишь точного воспроизведения стилей архитектуры древнего мира — Ассирии, Египта, Эллады, Рима, скорее это будет современная стилизация с использованием мотивов, эклектика, сочетающая типичные элементы декора тех эпох с новинками технологий: например, пилястры с капителями-бутонами лотосами и розетка под люстру в виде распустившегося цветка лотоса, акцентированная светодиодной подсветкой.
Гораздо чаще в интерьерах загородных коттеджей и просторных особняков встречается стилистика барокко или классицизма.
Интерьер в стиле барокко может использовать членение потолка на множество ячеек-кессонов, часто рельефных, в которых размещены в шахматном порядке розетты круглой и/или квадратной формы с флоральным декором. Центральная лепнина под люстру должна быть большего размера и акцентирована подсветкой или цветовым решением, но мотив лепнины принимается общий.
Второй способ декорирования потолка в стиле барокко относится к интерьерам дворцовых залов: в этом случае используют купольную конструкцию розетки или роспись, имитирующую купол. В этом случае люстра должна быть меньше диаметра розетки.
Классицизм и ампир предполагают как плоский, так и куполообразный потолок, декор которого располагается по всей площади в виде флоральных или геометрических гирлянд, часто с золочением, серебрением или патинированием лепнины. Особо просторные помещения могут разделяться колоннами с несущими или фальш-балками на отдельные зоны, потолок каждой из которых украшен своей розеттой, они могут быть разного размера, но объединены общим мотивом. Главное, чтобы декор потолочной лепнины гармонировал с остальной отделкой помещения.
В роскошных интерьерах неоклассического стиля с куполообразными потолками часто используются росписи потолка — аутентичные фрески или тканевые полотна с нанесенными изображениями под фреску, напоминающую росписи Версаля или Петродворца. Здесь центральная розетка может быть значительного размера, а люстра — многоярусная, каскадная.
В стилистике готики и более позднего модерна часто используют молдинги с рисунком в виде стрельчатых арок, излюбленный цветочный мотив — лилия, ирис или роза (шиповник). В цветовом решении часто используется черный цвет или окрашивание лепнины под темное дерево на фоне светлого потолка, а молдинги напоминают тяги готических арок.
Современные стили предполагают абстрактные и асимметричные композиции, часто переходящие на потолок со стены — лианы, стилизованные деревья, геометрические орнаменты, причем часто используется цвет неокрашенного бетона или эффект металлик (позолота, серебрение, покрытие в цвет бронзы), зеркальные поверхности.