Нестандартный груз создает нестандартные проблемы. Обычным транспортом его не повезешь, по обычному маршруту тоже. Как грузить, чем крепить, как оформлять? Вопросов десятки. Ответить на все в рамках одной статьи нельзя, но какие-то моменты осветить можно.
Для наиболее полного раскрытия любой темы нужно договориться о значении терминов. Однако в некоторых случаях дать однозначное определение тем или иным из них не так уж просто.
В ПОИСКАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
«Негабаритный груз» — понятие весьма неоднозначное, которое не имеет строгого определения в терминологии транспортных услуг. Связано это с тем, что помимо требований к подвижному составу, необходимо еще учитывать пропускную способность и существующие ограничения транспортных сетей, а также безопасность перевозимого груза. При этом под пропускной способностью имеется в виду состояние дорожного покрытия или при перевозке водным транспортом — ширина водных путей. А ограничениями могут выступать как расположенные по маршруту движения мосты, шлюзы или железнодорожные переезды, линии связи и электропередач, так и время суток (при въезде в города), сезон года и погодные условия. Да и само несоответствие груза хотя бы одному из параметров общепринятой для каждого вида транспорта системы «ширина-высота-длина-масса» немедленно делает его нестандартным, негабаритным.
Более того, принимая во внимание специфику условий перевозки крупногабаритных грузов, можно утверждать, что употребление термина «груз» без привязки его к транспортному средству не совсем корректно. Иначе говоря, габариты и масса должны определяться параметрами «груз + транспортное средство» или понятием «груз в транспорте».
Таким образом, за основу можно принять следующее утверждение: негабаритный (нестандартный) груз — это любой громоздкий или тяжелый предмет, который из-за своего веса, размеров или специфических особенностей нельзя перевозить в закрытом дорожном транспортном средстве или закрытом контейнере, то есть стандартными видами транспорта. Под стандартными ограничениями в этом случае следует понимать минимальные и максимальные ограничения, установленные с учетом условий безопасности перевозки различных грузов на каждом виде транспорта (и для каждого государства, если перевозка проходит по территории нескольких стран).
ЗА ПРЕДЕЛАМИ СТАНДАРТА
Согласно пункту 23.5 Правил дорожного движения РФ на автомобильном транспорте, «перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м — для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами». При этом возможная масса системы «груз + транспортное средство» не уточняется.
В конечном итоге масса автомобиля ограничивается качеством дорог и максимально допустимой нагрузкой на ось. В европейских странах полная масса автомобиля колеблется в пределах от 28 до 60 т, длина — от 11 до 12 м для одиночного автомобиля и от 14 до 24 м (в основном 16-18 м) для автопоездов, ширина составляет 2,5 м, а высота — 4 м.
На железнодорожном транспорте к крупногабаритным и тяжеловесным грузам (КТГ) относят грузы, масса которых превышает 60 т, длина — 14 м (длина стандартной платформы 13,3 м), ширина — 3,25 м, а высота — 5,3 м. При этом максимальный вес груза ограничен 500 т, а сами возможности перевозок — размерами тоннелей и мостов, а также малой несущей способностью последних.
При перевозке речным транспортом тяжеловесными считаются грузы, единица которых имеет массу более 1 т, а длинномерными и громоздкими — грузы шириной более 2,6 м, а длиной и высотой — свыше 3 и 2,1 м соответственно.
При перевозке морскими судами тяжеловесным считается груз массой от 5 до 100 т. Груз, превышающий это значение, называется уникально тяжелым. Крупногабаритным считается груз, который из-за своих размеров должен размещаться не в трюме, а на палубе судна.
Перечень нестандартных или негабаритных грузов может бесконечно пополняться уникальными товарами — от яхт и карьерных экскаваторов до паровых котлов и турбин — каждый из которых имеет особые формы, вес и размеры. Почти каждый из них является моногрузом и требует индивидуального расчета.
В БУМАЖНОМ ВОДОВОРОТЕ
Неоднозначность терминологических определений привела к созданию целого ряда нормативных документов на перевозку негабаритных грузов. При каждой перевозке обязательным является получение отдельных разрешений с указанием не только параметров груза и транспортного средства, выделяемого для перевозки, но и особых условий движения, включая согласование маршрута перевозки.
Для каждого вида транспорта разработаны правила, регламентирующие перевозку. Как правило, любая транспортировка негабарита является разовой, то есть, можно сказать, уникальной, поэтому никакой универсальной тарифной сетки на перевозку негабаритов нет и быть не может.
Конечно, есть специальные учетные таблицы и программы, позволяющие рассчитать так называемую степень негабаритности груза и тариф на перевозку по железной дороге, однако полученные данные вряд ли могут считаться окончательными, так как они не учитывают всех условий перевозки. Например, если транспортировка осуществляется по территории нескольких государств, то тарифы на перевозку одного и того же груза в каждой из стран будут разными.
ПОИСК ОПТИМАЛЬНЫХ ПУТЕЙ
При формировании маршрута основным принципом является обеспечение безопасности транспортировки груза. Поскольку доставка КТГ проходит, как правило, по дорогам общего пользования, то составление маршрута будет зависеть от плотности и скоростного режима на трассе, а также особых условий перевозки. Не менее важным для рационального построения маршрута перевозки является правильный выбор специального подвижного состава.
Разработка плана движения оговаривается специальными документами, регламентирующими, в частности:
° основные показатели транспортных средств;
° особые условия перевозки КТГ;
° состав организаций, участвующих в согласовании маршрута и осуществляющих надзор за выполнением транспортных операций;
° организационные обязанности сторон и т. д.
Информация по отправке груза поступает от клиента и перевозчика, а данные о транспортной сети представляются соответствующей дорожной организацией. Поскольку общая транспортная сеть не всегда пригодна для провоза КТГ, то маршрут формируется с учетом вероятности проезда по тем или иным дорогам. Поэтому на отдельных этапах при формировании маршрута нужно предусматривать альтернативные варианты перевозки (см. «Решение типичных проблем»).
После расчета производится поэтапное согласование маршрута (отдельных его участков) с различными организациями. Порой эта процедура занимает очень много времени. Наградой за терпение должны стать получение разрешения и рекомендаций по особым условиям движения.
Нетипичные решения
Рекомендуем вам применять нижеприведенные решения типичных проблем, возникающих при транспортировке негабаритов.
Проблема 1.
Высота контактно-кабельных сетей городского транспорта слишком мала, проезд автопоезда невозможен.
Вариант решения.
В ночное время частично демонтировать участок сети или под надзором ГИБДД осуществить проезд по полосе встречного движения.
Проблема 2.
Полотно дороги не в состоянии выдержать нагрузку при перевозке КТГ.
Вариант решения.
Либо упрочить участок дороги специальным настилом из железобетонных плит или железных листов, либо выбрать объездной маршрут, либо при отсутствии такового и необходимости осуществления постоянных перевозок построить участок дороги, по которому можно будет объехать критичный участок трассы (капиталоемкое и, как правило, долговременное занятие).
Проблема 3.
Высота груза не позволяет осуществить провоз под мостом.
Вариант решения.
Разобрать груз и осуществить транспортировку по частям.
алгорим: ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА ПЕРЕВОЗКУ
На первый взгляд, в теории и на бумаге получение разрешения на перевозку автотранспортом крупногабаритного или тяжеловесного груза не представляет особых сложностей. Но на практике все происходит иначе. Порядок и особенности получения разрешения таковы.
Этап 1
Сначала нужно написать заявление, к которому должны быть приложены документы, содержащие следующую информацию:
° спецификация на груз;
° чертежи груза;
° точный вес и размеры каждого грузового места;
° адрес загрузки и выгрузки;
° маршрут следования.
Эти документы, в зависимости от плана передвижения, подаются на согласование в одну из следующих служб:
° Федеральную автомобильно-дорожную службу России (выдает разрешение на международные перевозки грузов);
° федеральные дирекции автомобильных дорог России (выдают разрешения на межрегиональные и местные перевозки грузов по федеральной сети дорог);
° региональные дирекции (выдают разрешения на межрегиональные и местные перевозки грузов по федеральной сети дорог);
° территориальные органы управления дорожным хозяйством (выдают разрешения на межрегиональные и местные перевозки грузов по обслуживаемой сети дорог).
Этап 2
На основании поданного заявления сотрудники вышеперечисленных ведомств согласовывают маршрут со всеми организациями, производственные объекты которых располагаются на пути следования транспорта (рассматривается высота линий электропередач, наличие путепроводов и т. д.). Например, пересечение транспортными средствами с КТГ железнодорожных путей и его точное время должны быть согласованы начальником участка, к которому приписан данный переезд.
Как правило, срок согласования маршрута — от 7 до 20 дней, но он может растянуться и на несколько месяцев и даже лет, если маршрут нужно согласовывать с большим количеством организаций или если приходится разрабатывать специальный проект перевозки сверхнегабаритного груза.
Вот характерный пример: чтобы утвердить маршрут перевозки спектрометра весом 126 т, диаметром около 5 м и длиной 20 м между двумя городами Московской области (из Балашихи в Протвино) потребовалось потратить целый год только на согласование с 30 организациями-владельцами объектов, расположенных по ходу движения автопоезда (см. Троцкая Н.А. Перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов в международном сообщении. Методические рекомендации. М.: 1997).
Этап 3
Если согласование прошло успешно, то автору запроса выдается пропуск на транспортировку. Если осуществляются международные перевозки, получить его можно в ГИБДД МВД, если внутренние — в дежурной части подразделений ГИБДД РФ.
В итоге в журнале регистрации заявлений и выдачи разрешений Федеральной службы автодорог Министерства транспорта РФ или ее уполномоченных представителей на местах (см. пункт I) должны содержаться следующие записи:
° дата получения заявления и выдачи разрешения;
° вид перевозки;
° категория груза;
° маршрут перевозки;
° срок действия разрешения;
° с кем согласовано разрешение;
° регистрационный номер тягача;
° название перевозчика, его адрес и телефон;
° размер оплаты, дата и номер платежного документа;
° номер и дата выдачи разрешения;
° подпись лица, выдавшего разрешение;
° подпись лица, получившего разрешение.
НЕКОТОРЫЕ НЮАНСЫ
Как уже было сказано выше, вопросов и аспектов, которые следует учитывать при перевозке КТГ существует множество. Здесь мы вкратце рассмотрим лишь некоторые из них.
Выбор перевозчика
Как правило, у транспортных фирм есть своя специализированная техника для перевозки КТГ: одни используют в своей практике только низкорамные машины для перевозки высоких грузов; другие — телескопические прицепы для транспортировки грузов негабаритной длины, третьи — спецтехнику для перевозки сверхнегабаритов вроде котловых мостов. Если же транспортировка предполагает участие нескольких видов транспорта, то только экспедитор, располагающий информацией о наличии того или иного вида техники в разных компаниях, сможет подобрать оптимальный вариант перевозки.
Крепление груза
В области автоперевозок крепления посредством ремней и цепей стали стандартом «де факто». Крепление груза осуществляется совместно перевозчиком и грузоотправителем. Если же возникает потребность в специальных креплениях, то их либо предоставляет грузоотправитель, либо разрабатывает экспедитор специально для данной перевозки.
При перевозке КТГ по железной дороге грузовладелец либо сам предоставляет схему креплений и материал для них (бруски, металлическую проволоку и т. д.), либо отдает эти функции в аутсорсинг экспедитору.
Нарушения при перевозке КТГ автотранспортом
Обычно нарушения фиксируются службами ГИБДД при наблюдении за транспортным потоком.
Основными нарушениями являются:
° неправильное оформление документов, дающих право на провоз КТГ;
° несоответствие массы КТГ, зафиксированной в разрешении, фактической массе грузов;
° повреждения контактно-кабельной сети городского транспорта и разрушение опор;
° разрушение мостовых сооружений;
° неправильное крепление груза.
КОМУ ПОРУЧИТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ ПЕРЕВОЗОК
Необходимо помнить, что разрешение на транзитную перевозку негабаритного груза по территории нескольких государств в каждой стране надо получать отдельно. Конечно, если производитель негабаритных грузов (например, котлов или тех же спектрометров) одновременно является и грузоотправителем, то почти наверняка в структуре компании есть специальный отдел, занимающийся и проработкой маршрута, и получением разрешений.
Однако в большинстве компаний такого отдела нет. А потому наиболее простым решением будет обратиться к специалистам в транспортно-экспедиторскую компанию, которая целиком возьмет на себя организацию и проведение перевозки, включая разработку специальных креплений, страхование груза и его охрану. Заказчику останется лишь предоставить спецификацию на груз и оплатить выставленный счет по факту доставки. Само собой, аутсорсинг экспедиторских, логистических услуг потребует некоторых, возможно, существенных затрат, но при этом позволит сэкономить ваше время и силы и избавит от необходимости обивать пороги множества инстанций.
В заключение хочется сказать, что данная статья не претендует на «истину в последней инстанции». Мы затронули только несколько вопросов и рассмотрели лишь некоторые аспекты транспортировки, являющиеся своеобразной вершиной айсберга проблем, которые могут подстерегать компании на всех этапах организации перевозки негабаритного груза &
Порядок осуществления железнодорожных перевозок КТГ
I. Общие положения.
Первый этап — предварительное согласование возможности, способа и условий перевозки грузов на основе представленной грузоотправителем (его уполномоченным представителем) или проектной организацией заявки с приложением необходимых материалов.
Второй этап — согласование железнодорожными администрациями (железными дорогами) технической документации на перевозку негабаритных и тяжеловесных грузов (чертежей и расчетов размещения и крепления грузов на подвижном составе).
Третий этап — окончательное согласование технической документации на перевозку грузов Департаментом управления перевозками МГТС России.
Указанная этапность согласования перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов распространяется на изделия (грузы), размеры которых при размещении на подвижном составе с высотой пола 1300 мм от уровня головок рельсов превышают габарит погрузки, а также на тяжеловесные.
II. Подача заявок на предварительное согласование перевозок.
Заявка на предварительное согласование перевозки в межгосударственном сообщении негабаритных и (или) тяжеловесных грузов представляется грузоотправителем (экспедитором) в железнодорожную администрацию государства, на территории которого находится одна или несколько станций отправления грузов, и в Департамент управления перевозками МГТС России.
III. Предварительное согласование перевозок.
Предварительное согласование возможности, способа и условий перевозки в межгосударственном сообщении […] производится Департаментом управления перевозками МГТС России (отделом специальных перевозок — ЦДВ МПС РФ).
IV. Второй этап согласования перевозок.
Техническая документация на перевозку негабаритного и (или) тяжеловесного груза разрабатывается грузоотправителем на основании предварительного заключения и в соответствии с указанными в нем условиями и должна включать:
° чертеж и расчеты размещения и крепления негабаритного (тяжеловесного) груза;
° чертеж контрольной рамы для сверхнегабаритных грузов и грузов нижней и боковой негабаритности 6-й степени;
° чертеж (схема) размещения и крепления транспортных приспособлений (транспортной оснастки), на котором должны быть обозначены все его критические (определяющие негабаритность) точки, координаты центра тяжести, масса груза без крепления и с креплением, тип подвижного состава, осевая и погонная нагрузка, условия пропуска по сортировочным горкам.
О согласовании чертежей размещения и крепления негабаритных грузов на платформах и в полувагонах железнодорожная администрация (железная дорога) информирует Департамент управления перевозками МПС России телеграммой или по факсу.
V. Третий этап согласования перевозок.
Окончательное согласование чертежей и расчетов размещения и крепления грузов производится Департаментом управления перевозками МПС России (Отделом специальных перевозок). Подтверждение такого согласования письмом, телеграммой или по факсу направляется в адрес железнодорожной администрации (железной дороги) отправления груза, станции погрузки и грузоотправителя (экспедитора).
При этом, если перевозка разовая или груз сверхнегабаритный, то в телеграмме (факсе) дополнительно указывается конкретная станция назначения и согласованный маршрут перевозки (для сверхнегабаритного груза).
VI. Заявка на выполнение перевозки.
При наличии окончательно согласованной технической документации на перевозку грузов грузоотправитель (экспедитор) за 20 дней до начала месяца погрузки представляет заявку на подачу транспортеров по установленной форме в адрес начальника станции погрузки, железной дороги, железнодорожной администрации государства, на территории которого расположена станция отправления грузов, а также Департамента управления перевозками МПС России.
VII. Разрешение на погрузку.
Разрешение на погрузку негабаритных и тяжеловесных грузов на конкретные станции назначения при перевозке в межгосударственном сообщении дается Департаментом управления перевозками МПС России (Отделом специальных перевозок) в адрес железнодорожной администрации (железной дороги) и станции погрузки.
VIII. Порядок проверки размещения и крепления негабаритных и тяжеловесных грузов.
Для проверки соответствия фактического размещения и крепления негабаритных (тяжеловесных) грузов согласованным чертежам (кроме грузов, погруженных на сочлененные транспортеры) при перевозке грузов в межгосударственном сообщении создается комиссия в составе начальника станции (либо другого компетентного лица) и представителя пункта технического обслуживания вагонов и дистанции пути.
IX. Разрешение на отправление и пропуск грузов.
Разрешения (телеграммы) на отправление и пропуск по конкретным маршрутам негабаритных (тяжеловесных) грузов при перевозке в межгосударственном сообщении даются Департаментом управления перевозками МГТС России (Отделом специальных перевозок), железнодорожной администрацией.
В пути следования производится комиссионная проверка размещения и крепления груза. При обнаружении нарушений (сдвиг груза или расстройство креплений) вагон с грузом отцепляется от поезда для дальнейшей проверки. После устранения неисправностей производится повторная комиссионная проверка.
Выдержки из Инструкции Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ № ДЧ-1835 от 19 октября 2001 г. по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики