ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕРЕГОВЫХ ЛИНИЙ И ГРАНИЦ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕРЕГОВЫХ ЛИНИЙ И ГРАНИЦ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Для лиц, которые владеют и пользуются земельными участками, расположенными рядом с природными или искусственными водоемами, очень важно знать точное расположение береговой линии. Это связано с тем, что земли в пределах береговой полосы ограничены в обороте. Поэтому, если будет установлен факт того, что участок занят каким-либо водным объектом и/или находится в границах его береговой полосы, он будет изъят у пользователя. Для того чтобы точно определить, где проходит эта граница, проводится  установление местоположения береговой линии или уточнение границы водного объекта.

Данные мероприятия должны проводиться не реже чем один раз в 25 лет или при возникновении ситуаций когда:

  • Границы водоема изменились в связи с естественными причинами,  стихийными бедствиями или воздействием человека
  • Нужно четко определить границы водоохранной зоны
  • Осуществляется распоряжение данным объектом либо его частью

Нормативно-правовая база

  • Водный кодекс Российской Федерации;
  • Земельный кодекс Российской Федерации;
  • ФЗ “О кадастровой деятельности” от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ;
  • ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ;
  • ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 26 июля 2018 года №342-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ “Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов” от 10 января 2009 г. № 17;
  • Постановление Правительства РФ “Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов” от от 29 апреля 2016 г. № 377;
  • Приказ Минэкономразвития России “Об утверждении требований к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта)” от 23 марта 2016 г. № 164;
  • Приказ Минэкономразвития России “Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий …” от 23.11.2018 № 650;
  • Приказ Минприроды России “Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов …” от 29 сентября 2010 г. № 425;
  • Приказ Минприроды России “Об утверждении формы государственного водного реестра” от 29 мая 2007 г. № 138. 

Для чего нужно определять границы водоемов?

  • С целью соблюдения требований законодательства
  • Во избежание административной ответственности. Так, тех, кто пренебрег указанием ст. 8.42 КоАП РФ и нарушил установленный режим посещения водоохранной зоны, ожидает штраф от 3 000 до 4 500 рублей
  • С целью охраны водоемов от загрязнения, заиления и истощения водоемов, а также для защиты естественной среды обитания растений и животных

Кто может обратиться за услугой?

  • Федеральные органы государственной власти
  • Органы власти субъектов РФ (департаменты, бассейновые управления, министерства природных ресурсов, недропользования и т.д.)
  • Органы муниципальной власти
  • Владельцы и пользователи земли

Порядок выполнения работ

На первом этапе осуществляется сбор, анализ и обобщение имеющейся информации о водоеме на основании карт, сведений из ЕГРН, ГЛР, землеустроительных документов и гидрологических материалов. Определяются границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон.

Далее выполняются инженерно-геодезические работы в рамках системы координат, указанной в ТЗ и использующейся на территории конкретного субъекта. При наличии отдельного требования в ТЗ, касающегося определения координат, необходимо использовать картометрический метод.  

В ходе проведения мероприятий устанавливаются границы водоемов и производится их описание. Также необходимо подготовить мотивированное обоснование мест, куда потребуется установить информационные знаки, их местоположение указывается в используемой в данном случае системе координат. Впоследствии необходимо согласовать данные места установки знаков с органами местного самоуправления, а также с заинтересованными юридическими и физическими лицами. Если в ТЗ есть соответствующий пункт, предполагаемые места установки знаков нужно сфотографировать.

Далее разрабатывается проектная документация на изготовление информационных знаков, производится расчет затрат на их изготовление и монтаж. Экспертиза должна дать положительное заключение относительно полученной стоимости.

Подготовленная документация отправляется на согласование в соответствующий орган исполнительной власти субъекта. После согласования информационные знаки монтируются на местах, составляются карты для внесения в ЕГРН информации о границах водных объектов, водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Готовые работы сдаются заказчику и уполномоченному органу.