Оценка бизнеса и оценка предприятия весьма схожие понятия, но между ними существует определенная разница, которую следует отметить.
независимая оценка бизнеса – это определение рыночной стоимости дела, законной деятельности, направленной на извлечение прибыли. При определении стоимости бизнеса первоочередное значение имеет сам процесс извлечения прибыли, его стабильность, предсказуемость и эффективность. При этом, материальные активы рассматриваются лишь как необходимые для дела инструменты, не более того.
Формально, бизнес нельзя продать или купить, поскольку с юридической точки зрения права на бизнес не подлежат никакому оформлению. Обычно объектами сделки являются акции (доли в ООО) компании, ведущей этот бизнес, т.е. те объекты, которые с точки зрения гражданского права определены и имеют владельца.
В этой части оценка бизнеса пересекается с оценкой предприятий, поскольку при оценке предприятия объектом оценки также являются либо акции, либо доли юридического лица. Но оценка предприятия в большей степени основана на оценке активов компании и рассматривает все составляющие имущественного комплекса, в то время как для бизнеса важны лишь те активы, которые непосредственно задействованы в процессе работы. Нефункционирующие активы не увеличивают стоимость бизнеса, хотя они увеличивают стоимость предприятия, которое ведет этот бизнес. В этом заключается отличие оценки бизнеса от оценки предприятия.
Предприятие, как и бизнес, можно оценивать не только целиком, но и по долям. Но стоимость доли не связана пропорционально со стоимостью всей компании. Например, стоимость 10% пакета акций и стоимость 100% пакета (или любого контрольного пакета) не будут находиться в пропорциональной зависимости, потому что полное владение компанией дает значительно больше прав, чем владение ее миноритарным пакетом. Действительно, контрольный пакет дает право владельцу назначать руководство, распоряжаться денежными потоками и имуществом, а для миноритарных акционеров (участников) такие возможности существенно ограничены или сведены к нулю. Поэтому крупные доли в уставном капитале компаний стоят существенно дороже, чем мелкие, миноритарные доли.
В основе определения стоимости любого бизнеса лежит анализ его финансовой эффективности и привлекательности как средства вложения денег. Такой подход оправдан тем, что владелец бизнеса, прежде всего, ориентирован на получение прибыли, для этого он и занимается предпринимательской деятельностью. Именно поэтому основным методологическим подходом к оценке стоимости бизнеса является доходный подход, который позволяет рассчитать стоимость бизнеса исходя из его будущих доходов.