Назначение, описание конструкции и принципа действия полукозлового крана

Назначение, описание конструкции и принципа действия полукозлового крана

Полукозловой кран — это подъемное устройство мостового типа, у которого несущие элементы крановой конструкции опираются с одной стороны непосредственно на крановый путь (как мостовые кран-балки), а с другой стороны — на опорные стойки, как козловые краны.

Полукозловые краны просто незаменимы там, где производственная территория небольшая, так как не требуют вложений на организацию специальных площадок и эстакад. Кран полукозловой всегда востребован для перегрузочных работ на контейнерных площадках железнодорожных станций; на автотранспортных предприятиях и перевалочных базах; на ремонтных предприятиях; на полигонах по производству железобетонных конструкций; для погрузочно-разгрузочных работ на промышленных складах, в доках, на открытых монтажных ремонтных площадках и под навесами.

Кран полукозловой, в зависимости от специфики выполняемой работы, отличается своими техническими характеристиками — грузоподъемностью (т: 3,2; 5; 8; 10), рабочей зоной пролета несущего элемента конструкции (м: 12,5 — 32,0), высотой подъема грузозахватывающих устройств (крюк, грейфер, магнит). Полукозловые краны разделяют на два вида — однобалочные и двухбалочные. Кран полукозловой также оснащается различными вариантами кабин — они могут быть открытыми и закрытыми, с ручным и электрическим управлением с пола, работающих в различных режимах, как на постоянном, так и на переменном токе.

Полукозловые краны, установленные обычно на большой высоте, передвигаются по путям, уложенным на строительных конструкциях здания, поэтому особенно важно, чтобы вес их был минимальным, а нагрузки на подкрановый путь не превышали обычные монтажные нагрузки, предусмотренные проектом здания.

Все полукозловые краны отличаются малым весом, а их весовые коэффициенты в 2 раза ниже, чем у обычных наземных козловых кранов, и не превышают(0,1—0,135). Полукозловый кран (рис. 2.1) состоит из несущей металлической конструкции 1, механизмов подъема, передвижения грузовой тележки и передвижения крана, токоприемника.

Электрический ток через токоприемник 3 к крану подводится главными троллеями, протянутыми вдоль пролета цеха. Через гибкий кабель ток подается к тележке 2 крана. Тележка 2 передвигается по главным балкам, которые прикреплены к концевой балке, опирающейся через холостое колесо 6 на рельсы, уложенные на подкрановые пути. Ходовая тележка снабжена самостоятельным механизмом передвижения, управляемым общим командоконтроллером из кабины машиниста. Кран полукозловой приводится в движение с помощью механизмов передвижения. Нижняя часть крана — с помощью нижнего механизма передвижения 5, верхняя часть — с помощью верхнего механизма передвижения 4.

Таким образом, пролетная часть моста крана полностью разгружена от веса механизмов.

Схема полукозлового крана

Рисунок 2.1. Схема полукозлового крана

Механизмы передвижения. Для передвижения тележки и крана применяют различные механизмы передвижения, которые можно разделить на три группы:

  • 1) механизмы, расположенные непосредственно на перемещаемой машине или тележке;
  • 2) механизмы, расположенные вне перемещаемого объекта с гибкой (канатной или цепной) тягой;
  • 3) механизмы, расположенные непосредственно у ходового колеса.

Применяют следующие схемы механизмов передвижения, в зависимости от типа и расположения: с раздельным или индивидуальным приводом; с центральным приводом и тихоходным трансмиссионным валом; с центрально расположенным двигателем и быстроходным трансмиссионным валом с концевыми редукторами.

В современных конструкциях кранов наибольшее распространение получили механизмы с раздельным приводом. Это отвечает принципам конструирования машин с максимальным приближением привода к исполнительному органу механизма.

Механизм передвижения нижний приведен на (рис. 2.2). Механизм состоит из электродвигателя 12, тормоза 8, редуктора 7, соединенного зубчатыми муфтами с приводным колесом 1. С помощью электродвигателя 12 через редуктор 7 вращение передается приводному колесу 1, посредством которого весь механизм приводится в движение.

Регулировка скорости и остановка механизма передвижения происходит при помощи колодочного тормоза 8.

Основные преимущества раздельного привода перед другими типами: простота конструкции, малая металлоемкость и размеры, отсутствие длинных трансмиссионных валов, муфт и подшипников, более плавное движение крана и др.

Металлическая конструкция полукозлового крана зависит от его назначения и конструктивных особенностей. Её изготавливают из сплошных балок или в виде фермы из стали различных профилей. Стенки балки выполнены из листов толщиной 6 мм с продольными и поперечными ребрами жесткости.