В XVIII веке с началом промышленного освоения Урала Верхотурье остается в стороне от нового Сибирского пути. Город ждало забвение, но волею судьбы ему было предназначено стать духовным центром Урала и Сибири. А случилось это так.
В 1620 году в 60 километрах от Верхотурья на оживленной Государевой дороге возникло село Меркушино. Село было многолюдным: кроме обычных сельских занятий его жители выполняли важные транспортные работы. Рядом с Меркушино на Туре действовала верфь, где строились суда, и работал причал, откуда эти суда с грузом одно за другим отправлялись в Сибирь.
Именно в этих местах в середине 1620-х годов появился человек по имени Симеон. По преданию, был он дворянского происхождения и прибыл на Урал из центральной России, покинув родные земли то ли от невзгод Смутного времени, то ли в поисках каких-то духовных горизонтов.
Странничество Симеона, неизвестность его происхождения породили в конце XIX века интересную легенду о том, что святой Симеон это не кто иной, как сын Ивана Грозного и Марии Нагой царевич Дмитрий. Царица, будто бы зная о коварных планах Бориса Годунова, подменила сына похожим ребенком. После известной угличской трагедии, которая произошла в 1591 году, настоящий царевич навсегда покинул Московию, вскоре превратившись в скромного странника. Многие верили в эту легенду, несмотря на то, что по официальной версии Симеон на целое поколение моложе царевича Дмитрия.
Если же доверять записям по сбору оброка за 1626 год, то по ним в Меркушиной отмечен лишь один человек с именем Симен и его прозвище говорит о его северорусском происхождении – Семейка (Семен) Пинежанин (то есть приехавший с северной реки Пинеги).
По преданию, дома своего Симеон не имел, не было у него и семьи. На пропитание зарабатывал тем, что шил шубы в Меркушино и окрестных деревнях, переходя от одного заказчика к другому. В домах заказчиков на время работы он получал кров и пропитание. Часто, не испытывая острой необходимости в средствах, он, выполнив заказ, скромно покидал хозяев, не взяв с них за работу денег. Для того чтобы не смущать заказчиков, уходил Симеон, не дошив на шубе какую-нибудь мелочь: пуговицы или петли. Многие удивлялись таким поступкам, были даже такие, что поносили Симеона, но постепенно до людей доходил смысл поведения праведника.
По одному малоизвестному преданию, однажды Симеон выполнил какой-то заказ в Ирбитской слободе, вернулся в родное Меркушино и вдруг вспомнил, что нечаянно прихватил с собой хозяйскую портняжную иглу. Чувствуя, что может причинить хозяевам пусть даже малую неприятность, Симеон возвращается в Ирбит, отстоящий от Меркушино на десятки верст, чтобы вернуть иглу заказчикам.
Летом, когда не было необходимости укрываться от морозов, любимым занятием Симеона было ужение рыбы. Рыбалка давала необходимое пропитание и помогала заниматься размышлениями. По преданию, для этого Симеону полюбился один камень на Туре, в нескольких верстах от Меркушино в сторону Верхотурья. Тот камень, очень удобный для сидения, был защищен от солнца развесистой елью. Здесь Симеон мог проводить помногу часов подряд. Эти камень и ель, начиная с XVIII, но особенно с XIX века, почитаются паломниками, их изображения можно увидеть на многих иконах, посвященных Симеону праведному.
Еще лет сто назад от ели той оставался пенек и остатки корней. Говорят, что богомольцы, благоговея перед елью, которую освятило присутствие Симеона, отламывали от нее ветви. От этого дерево засохло, а в середине XIX века его сломало бурей и унесло вниз по течению Туры.
В XIX веке вблизи любимого Симеоном камня на Туре была поставлена деревянная часовня, разрушенная в годы советской власти. Уже в наше время, в 1997 году, это место было отмечено возведением Поклонного креста. Говорят, осенью 2002 года здесь побывал заместитель министра внутренних дел страны, главнокомандующий внутренних войск России генерал-полковник Вячеслав Тихомиров. По преданию, он долго стоял на туринском камне, о чем-то думал, а потом сказал, что принял решение от имени МВД России построить на этом месте храм. 6 ноября 2002 года состоялась церемония закладки первого камня, а осенью 2005 года строительство деревянного храма в честь Всех святых в земле Сибирской просиявших было закончено.