К процессу маркировки обуви имеют отношение все участники оборота: производители, импортеры обувных товаров, организации розничной торговли и оптовики.
К обувным товарам, согласно Методическим рекомендациям, утвержденным Министерством промышленности и торговли РФ 03.09.2018, относится продукция из товарной группы «Обувь». В нее входят различные типы обуви, в том числе галоши и спецобувь. Такие параметры, как фасон и размер, назначение, способ производства или материалы, из которых обувь изготовлена, значения в рамках маркировки не имеют.
Этапы маркировки обуви
Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.07.2019 № 860, на первом этапе — в период с 1 июля 2019 года участникам оборота нужно подать заявку на доступ к системе управления заказами (система заказа и получения кодов маркировки). Оборот немаркированных товаров в этот период осуществляется как обычно.
С 1 октября 2019 года по 1 марта 2020 года начинается процесс маркировки остатков. До этой даты, то есть до появления методологии, остатки не маркируются. С октября участники вправе наносить коды на товар и передавать сведения в систему «Честный знак». Оборот немаркированным товаров осуществляется как обычно.
С 1 марта 2020 года маркировка товара становится обязательной. Участники должны маркировать товары, передавать в систему «Честный знак» сведения о производстве и импорте, о переходе права собственности (ЭДО при этом необязателен), о розничной продаже физического лица через ОФД, о списании по причине брака, о выбытии — например, при экспорте, и т.п. Оборот немаркированным товаром запрещается.
Если обувной товар был заказан у импортера очень давно, и до 1 марта 2020 года его не успевают привезти и отмаркировать, то такой товар еще можно отмаркировать до 1 апреля 2020 года.
Стоит помнить о том, что маркировка обуви происходит или до помещения товара под таможенные процедуры (если ввозим не из стран ЕАЭС), или до пересечения границ РФ (для товара из стран ЕАЭС). То есть товар где-то нужно задержать, отмаркировать и только потом ввозить.
Что касается маркировки остатков на складах, то:
- с 1 октября 2019 по 1 марта 2020 года нужно отмаркировать остатки;
- с 1 марта 2020 года остатки должны быть отмаркированы.
Таким образом, участникам выделяется определенный период на то, чтобы провести маркировку остатков и приступить к полноценному обороту только маркированным товаром. До 1 марта 2020 года каждый участник рынка должен успеть подключиться к системе маркировки, настроить информационную систему, научиться получать коды маркировки и промаркировать все товары, которые будут находиться у него в обороте к 1 марта.
Код маркировки для обуви
Код маркировки представляет собой уникальную последовательность из букв и цифр в формате Data Matrix на средстве идентификации.
В рамках эксперимента по маркировке обуви было принято решение, что структура кода для товаров легкой промышленности будет состоять из следующих групп данных:
- GTIN из 14 знаков. Его нужно получить в информационной системе GS1 после описания товара. Обувной товар описывается 12 атрибутами, все они указаны в Методических рекомендациях для участников эксперимента:
- модель производителя (должна совпадать с номером модели указанному в сертификате или декларации соответствия);
- страна производства;
- вид обуви;
- вид материала, использованного для изготовления верха обуви;
- вид материала, использованного для изготовления подкладки обуви;
- вид материала, использованного для изготовления низа обуви;
- материал подошвы;
- бренд;
- ИНН российского производителя, или ИНН импортера;
- цвет;
- размер в штихмассовой системе;
- наименование товара на этикетке (формируется в свободной форме).
Обратите внимание на то, что при описании товара идентифицируется не единица товара, а артикул.
- серийный номер — уникальная последовательность для каждой единицы товара
Комбинация GTIN и серийного номера дают возможность однозначно идентифицировать каждую единицу товара в товарообороте.
- код проверки — электронная подпись к каждой уникальной последовательности
Такая электронная подпись позволяет проверить законность оборота данной единицы товаров в товаропроводящей цепи и на точке выбытия.
Коды маркировки заказывает и наносит на товар либо производитель, либо комиссионер — тот, кто принимает товар на реализацию от физлиц. То есть код маркировки инициируется в точке рождения товара. Но это только в том случае, если не возникает «экстренных» ситуаций.
В отличие от табака, где средство идентификации с кодом маркировки наносится непосредственно на потребительскую упаковку, в ситуации с обувью это средство идентификации отделяемое от товара, а значит, оно может легко потеряться (коробки портятся, бирки затираются). Поэтому при обороте товара может потребоваться перемаркировка — нанесение нового кода в случае утери старого. А следовательно, заказывать коды может понадобиться всем участникам рынка на любом этапе оборота.