Что представляет собой жанр ЛитРПГ? Название говорит само за себя — книга похожа на компьютерную ролевую игру. Герой книги каким-либо образом переносится в виртуальную реальность где начинает сражаться, прокачиваться, покупать экипировку, заводить друзей и врагов — в общем, делать то же, что и в обычных приключенческих романах 🙂 Всё это приправлено выполнением заданий, логами с выпавшими из монстров вещами, повышением характеристик, уроном. Причём, если задания/логи/экипировка достаточно необязательный элемент ЛитРПГ, то прокачка — обязательный. Улучшение характеристик, поднятие уровней это то, что будет двигать вперёд главного героя и сюжет.
Прокачка идёт полным ходом! Арт по книге «Семнадцатое обновление».
Многие не любят ЛитРПГ именно из-за логов и прокачки. Но здесь я хочу встать на защиту жанра и отметить, что, во-первых, логи большинство авторов не используют или вставляют их по минимуму. В «современных» (в кавычках, потому что жанр итак довольно новый) ЛитРПГ уже нет тех «простыней» на несколько страниц с подробным перечислением полученных вещей, урона, характеристик и т.д. Обычно, присутствуют лишь описание некоторых предметов, способностей и краткие характеристики персонажа. Во-вторых, прокачка это, скажем так, лишь визуальное отображение процесса усиления героя. Если вспомнить классическую фантастику (фэнтези), то герой там так же изучает что-то новое (магию/заклинания, к примеру), получает лучшую экипировку, тренируется, улучшая свои физические кондиции. Что, по-сути, такая же прокачка. Если интересна полная статья о развенчивании жанровых мифов, то смотри тут.
Поджанры
Жанр ЛитРПГ многогранен: бывают приключения в фэнтези-мире, в космосе, на планетах разрушенных ядерной войной или иной катастрофой, просто в других мирах и даже во снах. Но разделить ЛитРПГ по поджанрам я бы хотел не по стилистике (тут и так всё очевидно и не отличается от классической фантастики), а по способу попадания/нахождения в игре. Это: Классическая ЛитРПГ, РеалРПГ, Миры с Системой, ДримРПГ, Обратная ЛитРПГ.
Классическая ЛитРПГ
Тут всё просто: герой играет в игру через капсулу виртуальной реальности или иного способа так называемого «полного погружения». Иногда герой свободно может выходить из капсулы, продолжая жить «реальной» жизнью вперемешку с игрой, иногда он прикован к капсуле — выздоравливает после травмы или операции, есть книги, которые описывают героев «застрявших» в игре навсегда. Бывает, что герой отбывает наказание в виртуальной тюрьме (вместо настоящей) или даже, бывает что герой умер в реальном мире (насильственно или в случае ошибки). Все эти варианты объединены общим признаком. Герой точно знает, что это игра, присутствует система прокачки.
Примерно так может выглядеть капсула для погружения в игру.
РеалРПГ
РеалРПГ — поджанр читать литрпг, где интерфейс и игровые возможности/условности имеются в реальном мире. Завязка сюжета, обычно, состоит в том, что у людей (у всех или некоторых) появляется возможность взаимодействовать с миром через интерфейс и появляется «статистика» их «персонажа». Бывает, что изначально то, что кажется игрой, потом проявляется в нашей реальности. Либо героя «переносят» в совершенно другой мир, где интерфейс был всегда (или появился очень давно). В данном поджанре общим признаком является то, что несмотря на присутствующую систему прокачки, характеристики и интерфейс, герой не уверен что это игра (характеристики и события могут и влияют на настоящую жизнь), или даже уверен что это не игра, а реальная жизнь.
Активируем способности в реальной жизни!
Миры с Системой
По сути, это разновидность РеалРПГ. В данном поджанре герой может перемещаться по мирам (через пространство или в параллельные миры), где в некоторых из них (или во всех) присутствуют элементы прокачки и интерфейс. От РеалРПГ отличается только масштабностью (один мир против множества), но читается данный жанр совершенно по другому: одновременно в книге может присутствовать мир с магией (или даже несколько миров с разными моделями магии) и мир высокотехнологичный, миры с разными системами начисления опыта и разными характеристиками персонажей.