Козловой кран

Козловой кран

Козловой кран – подъемный кран мостового типа, который опирается на подкрановый путь двумя опорными стойками. Краны используются на открытых складских площадках, в строительстве козловых кранов, в портах, на ГЭС и иных объектах.

История козлового крана

Первый в мире козловой кран построен в 1873 г. фирмой Appleby Bros для эксплуатации в порту. Новая техника быстро получила распространение, уже в 1880-х годах на кранах стал использоваться электрический привод. Наиболее активно козловые краны стали использоваться с середины XX в.

Общее устройство козлового крана

Основой конструкции крана является мост – несущая горизонтальная часть в виде фермы или балки. Мост опирается на две сдвоенные стойки («ноги»). Стойки имеют ходовое устройство – железные колеса для опоры на рельсы или пневмоколеса с электрическим приводом. На мосту располагается электрическая таль или грузовая тележка с лебедками. Грузоподъемное оборудование может двигаться вдоль моста по монорельсовому или двухрельсовому пути. В качестве грузозахватного органа используется крюк. Кабина оператора монтируется у одной из опор или на грузовой тележке.

Классификация козловых кранов

8a6e196204e61a5fd2d5df10f1b5f092.jpg

Козловые краны классифицируются по нескольким признакам:

  • Конструкция моста – однобалочные и двухбалочные;
  • Общая конструкция – консольные/двухконсольные (мост продолжается за одной или обеими опорами) и бесконсольные;
  • Конструкция опор – с жесткими опорами, с одной жесткой и одной гибкой опорой (шарнирной), с одной опорной стойкой и одной опорой на подкрановый путь (полукозловой кран);
  • Способ управления – из кабины, с пола, комбинированный;
  • Тип грузоподъемного оборудования – таль, тележка.

Также краны делятся по назначению на перегрузочные, строительные, портовые и т.д.

Основные характеристики козловых кранов

К характеристикам кранов относятся:

  • Грузоподъемность (от 3 т и выше);
  • Пролет (от 10 до 32 м и более);
  • Высота подъема (7 – 10 м, специальные краны – до 60 м);
  • Скорости движения механизмов (кран и тележка – 0,5 – 1,5 м, подъем груза – на порядок медленнее).

Характеристики и особенности козловых кранов в России регламентируются ГОСТ 7352-88, ГОСТ 33709.5-2015, ГОСТ 27584-88 и другими документами.

Производители козловых кранов

Козловые краны в России изготавливаются десятками заводов, самые известные из них Узловский машиностроительный завод, Бурейский крановый завод, Бываловский машиностроительный завод, Объединенные заводы ПТО и другие. Распространены краны из Украины от Зуевского энергомеханического завода (ЗЭМЗ), Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ), Харьковского завода ПТО, «Запорожкран» и др. Из иностранных производителей в России представлены Liebherr, Kalmar, Konecranes и другие.

Интересные факты о козловых кранах

Самый грузоподъемный в мире козловой кран TAISUN эксплуатируется на китайском судостроительном заводе Yantai Raffles. В 2008 году машина поставила рекорд грузоподъемности, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса – 20 133 тонны.