Корпоративный музей: зачем брендам создавать социокультурное пространство

Корпоративный музей: зачем брендам создавать социокультурное пространство

Корпоративные музеи могут не просто фиксировать путь компании, но и становиться центрами притяжения. Разбираемся, как их можно использовать для решения задач бренда и как создать проект на стыке бизнеса и искусства

   Freepik

Freepik

Об эксперте: Ирина Кирюхина, директор по развитию бюро музейной сценографии «Метаформа».

Корпоративные музеи: путь сквозь века

Корпоративные музеи москва обрели популярность в период поздней индустриализации, когда из-за быстрого развития промышленности и ускорения темпа жизни людям захотелось остановиться и сохранить накопленные знания. Вчерашние разработки стали быстро устаревать, и предприятия задумались об истоках и наследии, желая закрепить связь между временами. Так появились корпоративные музеи.

В США их начали открывать в начале XX века. Зарождающиеся корпорации решили сохранять свои ключевые документы, образцы продукции, памятные вещи, фото- и видеоматериалы. Один из старейших корпоративных музеев страны принадлежит американской железнодорожной компании Union Pacific и рассказывает об истории транспорта уже почти 100 лет. Известен на весь мир музей Генри Форда в Детройте. Создатель автомобильного концерна Ford начал собирать свою коллекцию автомобилей еще в 1905 году.

Примерно в то же время такие музеи начали появляться и в странах Европы. К примеру, выставочный зал легендарной фабрики по изготовлению посуды Wedgwood в Великобритании основан в 1906 году, а музей автопроизводителя Daimler Motor Company (сейчас — музей Mercedes-Benz) в Германии — в 1911 году.

Первый музей в России — Кунсткамера — был неотъемлемой частью Академии наук, поэтому есть мнение, что именно он стал своего рода первым корпоративным музеем. Кстати, знаменитая Третьяковская галерея тоже отчасти имеет «индустриальные» истоки. Ее основатель, московский купец и промышленник Павел Третьяков, вместе с братом владел передовыми предприятиями по производству тканей. Собирая картины талантливых русских мастеров, он решил создать общедоступное пространство, которое в будущем могло бы стать музеем национального искусства. Как мы знаем, так и случилось.

Если говорить именно о проектах, посвященных предприятиям, то можно отметить музейно-исторический комплекс Русского винного дома «Абрау Дюрсо» в Краснодарском крае. Он был основан в 1920-х, сейчас ежегодно принимает более 200 тыс. посетителей. На территории комплекса — экспозиции, посвященные истории зарождения мирового виноделия, исторические залы о виноделии в царской России и СССР, инсталляции и интерактивные выставки о культуре вина и процессах производства. Из необычного — интерактивная инсталляция в виде призрака князя Льва Голицына, создателя первых игристых вин «Абрау-Дюрсо». Это пример того, как история предприятия становится культурным объектом регионального значения.