Кофейня на колесах - Бизнес-мудрость

Кофейня на колесах

Формат «кофе с собой» продолжает набирать популярность, а значит, и бизнес по запуску мобильных кофеен – одно из перспективных направлений на рынке общепита. Несмотря на упрощенную процедуру запуска мобильной кофейни и быструю окупаемость, при открытии бизнеса важно учитывать все особенности работы передвижного формата.

Преимущества и недостатки

Открытие бизнеса на колесах предприниматели выбирают прежде всего из-за пониженных затрат на аренду площади и возможности выбрать актуальную для целевой аудитории локацию. Однако к преимуществам кофемобиля относят и другие факторы:

  • упрощенная схема запуска передвижной кофейни по сравнению с обычным заведением общепита – не требуется согласование с частью государственных органов;
  • широкая целевая аудитория;
  • высокая окупаемость начальных инвестиций. Кроме того, автомобиль и кофейное оборудование можно взять в аренду;
  • снижение затрат на заработную плату сотрудников – для работы мобильной кофейни обычно требуется только два бариста и водитель;
  • низкая конкуренция в отрасли рынка – даже в крупных городах можно найти место с высоким трафиком покупателей и отсутствием нишевых конкурентов;
  • возможность смены локации и выездная кофейня в зоне проведения значимых городских мероприятий;
  • модернизация в полноценный фуд-трак с учетом потребностей целевой аудитории и т. д.

Однако при разработке бизнес-плана мобильной кофейни следует принимать во внимание и возможные минусы передвижного бизнеса. В первую очередь торговля из машины не регламентируется государственными органами как отдельное бизнес-направление. Кроме того, прибыль кофейни на колесах напрямую зависит от сезонного спроса. Например, при размещении в парках прибыль заметно падает в холодное время года и дождливые дни, а при выборе локации вблизи культурных объектов количество покупателей снижается при спаде туристического сезона.

Концепция и оформление

Популярный способ запуска бизнеса на колесах – покупка франшизы. Многие успешные сети кофейного оборудования в качестве дополнительного направления бизнеса реализуют свою франшизу. Это один из наиболее удобных вариантов для начинающего предпринимателя, поскольку франчайзер обычно предоставляет не только бизнес-план, но и концепцию работы кофемобиля с брендбуком, товарным ассортиментом и выбором удачного местоположения. В случае открытия бизнеса с нуля предприниматель должен разработать индивидуальную концепцию и собственное оформление торговой точки. Для этого следует решить, будет он продавать только кофе или же введет сопутствующие товары, например дополнительные напитки, выпечку и т. п.

Перед стартом также следует продумать формат мобильной кофейни, который определяется ассортиментом меню, местоположением и величиной трафика. В случае реализации кофе с собой обычно достаточно небольшого автомобиля, но иногда предприниматели создают полноценное кафе в автобусе, где клиенты не просто покупают кофе, но и заказывает что-то перекусить. В этом случае открытие передвижного бизнеса мало отличается от стационарной кофейни.

Именно разработка концепции – основной критерий при организации бизнеса на колесах, поскольку она влияет на стартовые и ежемесячные затраты предпринимателя, определяет наружное оформление, местоположение и ассортимент кофе и дополнительных товаров.

Как выбрать место

Рентабельность бизнеса на колесах в большинстве случаев определяет удачный выбор местоположения. При покупке франшизы поиск локации для размещения кофемобиля часто включен в пакет сопровождения франчайзи. Если же предприниматель занимается выбором места самостоятельно, необходимо учитывать влияющие на количество покупателей факторы:

  • размещение автомобиля в зонах с высоким трафиком прохожих, например центральные площади, туристические зоны, перекрестки оживленных улиц, площадки перед торговыми или бизнес-центрами, вокзалы и станции;
  • выездная торговля во время значимых мероприятий: хоккейные или футбольные матчи, тематические городские мероприятия и т. п.;
  • сезонная торговля вблизи туристических объектов и т. д.

При этом размещение передвижной кофейни обязательно нужно согласовывать с собственником земельного участка или получать разрешение на торговлю в территориальной администрации. Например, для установки кофемобиля на парковке торгового центра следует обратиться в отдел аренды и запросить соответствующие документы. Основное преимущество мобильной кофейни – возможность оперативно сменить локацию при отсутствии плановых финансовых показателей.

Меню

При покупке франшизы количество и ассортимент позиций в меню обговаривается заранее. Причем франчайзер может устанавливать жесткие рамки или вводить только несколько обязательных для кофейни на колесах позиций. При самостоятельном открытии бизнеса важно ориентироваться на популярные на рынке разновидности кофе. Прежде всего следует ввести классические кофейные напитки – американо, эспрессо, капучино и латте. В передвижной кофейне именно кофе – основной товар, поэтому часто предприниматели продают только несколько популярных видов кофе без сопутствующих товарных категорий. Однако для расширения ассортимента можно добавить сиропы и кондитерские изделия: они не требуют много места для хранения и приготовления.

Формат торговли с автолавки обычно не предполагает реализацию сложных блюд, но при размещении автомобиля вдали от конкурентов и кафе предприниматели вводят и продуктовый ассортимент. Например, заказывают готовые сэндвичи и десерты у поставщиков. Это позволяет привлечь больше покупателей и увеличить выручку.

Одновременно с местоположением основная причина быстрой окупаемости мобильной кофейни – качество кофейных напитков, поэтому важно не экономить на сортах кофе. В первую очередь это влияет на лояльность покупателей и повышение количества повторных продаж.