Происходит это от того, что наука, скажем прямо, с трудом может заинтересовать бакалавра, который еще и профессию-то не освоил. Да и магистры редко вчитываются в название своей программы, когда поступают на нее, а там написано — «научно-исследовательская магистратура». В представлениях студентов гуманитарных специальностей (а я рассказываю об опыте преподавания журналистам) курсовая, диплом или диссертация – это пересказ пары книжек, помноженный на обрывки опросов и контент-анализа, сдобренный приложениями с неоригинальными картинками. Я, конечно, утрирую, но в целом мало кто испытывает приятную дрожь в животе, когда задумывает исследовать действительность и ответить на сложный научный вопрос.
Мои рецепты предназначены для тех, кто не хочет искать внутреннюю мотивацию к поискам научной истины, а сосредоточен на прагматике получения конечного результата. Извините – для тех, кто хочет не удовольствие получить, а диплом заказать.
На творческих специальностях есть также замечательная опция сделать проект/стартап и предъявить его результаты, тогда проблема фундаментальной науки перед автором текста не стоит. Но в большинстве случаев студенты пока что почему-то выбирают исследовательские работы. И не знают, о чем написать.
Вот простой алгоритм из 10 пунктов, как сформулировать что-то действительно стоящее:
- посмотреть темы выступлений на последних конференциях в научной области – так определится круг трендовых тем,
- посмотреть темы докладов на конференциях в отрасли, если к научной области прилагается какая-то практика (как, например, в медиа и коммуникациях),
- почитать профессиональные сайты, о каких проблемах пишут эксперты,
- полистать список преподов на сайте и их научные интересы,
- посмотреть список грантов, в которых участвует кафедра/факультет (вполне возможно, вас впишут, как молодого специалиста, в готовый проект),
- полистать темы ВКР прошлых лет по кафедре или факультету,
- полистать свой бакалаврский диплом, если надо написать магистерскую, или курсовики, если надо написать бакалаврскую ВКР, на предмет продолжения темы,
- подготовить мини-исследование для студенческой конференции и посмотреть на реакцию аудитории,
- если это не помогло – поплакать и вернуться к первому пункту,
- наконец, уточнить у потенциального научного руководителя, что он считает перспективным для изучения.
Чтобы формулировка темы была предельно конкретной, нужно сразу определиться с ключевыми составляющими исследования. Вот его структура, пересказанная очень простыми словами:
Актуальность = в мире происходит что-то интересное
Новизна = до меня мало кто исследовал эту проблему
Методы = я буду смотреть на проблему в зеленых очках (а не розовых)
Объект = часть мира, в котором что-то происходит
Предмет = что конкретно там происходит и в чем проблема
И помните – нет никого, кто бы разбирался в вашей теме лучше вас, даже научный руководитель. И ответственность за выбор темы тоже лежит на вас.