Прежде чем товар дойдёт к покупателю, его могут перегрузить с одного транспорта на другой более 10 раз. Такой объём операций не просто затягивает доставку. В условиях жёстких графиков, а иногда и небрежности посреднических транспортных компаний огромная нагрузка ложиться на упаковку — в большинстве случаев это обычная стретч–плёнка.
Немного статистики:
Стандартный супермаркет площадью до 1200 м2 получает около 35 тонн продукции каждый день. Только в одном магазине каждую (!) упаковку перекладывают вручную не менее 3–4 раз.
В мировой практике с этой проблемой справляются, развивая цепочку тара–оборудование. В рамках программы производители уделяют повышенное внимание упаковочным материалам и линиям, поскольку повреждённые товары — это прямые материальные убытки и удар по репутации продавца.
О чём говорит магазинная упаковка
Для конечного покупателя, выбирающего товар, на первый план выходит сама продукция, к которой может привлечь внимание красочно оформленная картинка. Намётанный глаз специалиста расскажет гораздо больше, поскольку оценка упаковке ставится сразу по нескольким критериям:
Насколько профессионально представлен продукт (чрезмерно дорогие или объёмные упаковки, не соответствующие изделию, воспринимаются как ненужные расходы, съедающие прибыль).
Каким образом обеспечен срок хранения.
Как сочетается товар и упаковка (оценка даётся презентации).
Выбор материала и форм–фактора.
Качество швов, этикетки, подложки и выполнения цикла обработки в целом.
В современных условиях упаковочное оборудование в пластиковую тару или другие типы контейнеров должно сработать таким образом, чтобы по каждому пункту подготовленный к продаже товар прошёл самую жёсткую проверку.
Подводные камни выбора упаковочного аппарата
В первую очередь необходимо отталкиваться от качеств самого продукта. Универсальная техника имеет массу плюсов, однако не нужно стараться искать линию сразу для всего. Следует определить круг схожих параметров, например, вязкость, сыпучесть, склонность к налипанию и другие признаки, благодаря которым всю группу можно обрабатывать на одной упаковочной машине.
Поиск одинаковых характеристик — не единственное условие. Даже в процессе обработки однотипной продукции могут возникнуть определённые сложности. Например, подбирая дозирующее оборудование для фасовки сахара и, скажем, торфа предприниматель останавливает выбор на аппарате с весовым принципом. В процессе работы оказывается, что в сравнении с устройством клапанного типа у весового производительность снижается.
Такие нюансы появляются на каждом шагу. Запайщик для работы с полиэтиленом и термоусадочной плёнкой может отлично справляться с PE–упаковкой, но выполнять термоусадку с расползающимся швом только потому, что для запайки плёнки толщиной 20 микрон была установлена шина, а нужна струна.
Управляй, настраивай, автоматизируй
Упаковочные линии делятся по способу управления процессом на три типа:
Ручные аппараты: рабочие механизмы спроектированы с ручным или пневматическим принципом работы. Упаковочный цикл полностью выполняет станок, а начало и конец операции ложится на оператора. Технику отличает доступная цена и компактные размеры, однако в большой степени производительность зависит от расторопности работника.
Полуавтоматические машины: критические и важные процессы проектируются с автоматической обработкой. Как правило, это дозирование, групповая упаковка в плёнку, датирование и другие операции, где необходимо снизить или полностью устранить влияние человеческого фактора. Полуавтоматика оснащается контроллерами, прерывающими и запускающими рабочие циклы. Производительности достаточно для обслуживания небольших и средних предприятий. Дополнительное преимущество — универсальность, предусматривающая обработку разных типов продукции с похожими свойствами.
Автоматические линии: оборудование строится по принципу последовательно связанных рабочих блоков, каждый из которых отвечает за определённую операцию. Оптимизированные упаковочные процессы на фоне высокой производительности техники позволяют снизить себестоимость товара, одновременно сводя к нулю влияние ручного труда.