рукава высокого давления производство не аналогичны и не взаимозаменяемы. Как правило рукава одного производителя не следует монтировать на то оборудование, где использованы компоненты совсем другого производителя.
Перед установкой рукава обязательно проверьте следующее: длину шланга, внешний вид, качество, способ прокладки на соответствие первоначальному проекту, размер рукава, чтобы выявить возможные отклонения на предмет трещин, неровностей и других повреждений.
При замене рукава, удостоверьтесь, что новый рукав соответствует тем же требованиям и стандартам, что и заменяемый.
Превышение температурного предела шланга может значительно сократить его срок службы. Выбирайте рукав высокого давления так, чтобы температура рабочей жидкости и внешней среды, укладывалась в пределы, установленные характеристиками для данного РВД. Под воздействием внешнего источника тепла температура самого РВД не должна стать выше рабочего максимального уровня.
Рукава высокого давления рассчитаны на внутреннее усилие-давление, которое создает рабочая жидкость. Не растягивайте, не перекручивайте и не подвергайте рукав внешним нагрузкам, для которых он не предназначен. При изгибании или скручивании рукава высокого давления больше, чем положено, значительно уменьшается его способность выдерживать давление. Используйте фитинги, чтобы избежать перегибов рукавов. Храните рукава высокого давления в прохладном, темном, сухом месте с заглушками на концах.
Стандарты, регламентирующие изготовление рукавов высокого давления.
Все рукава высокого давления условно делят на две большие группы по типу усиления на гидравлические шланги с металлическими оплетками и гидравлические шланги с металлическими навивками. Условно, поскольку отечественная и западная промышленность выпускает ряд узкоспециализированных гидравлических рукавов (с текстильной оплеткой, с наружным резиновым слоем повышенной толщины и т. п. ), которые оказывают малое влияние на рынок РТИ вследствие незначительных объемов производства.
Отечественный производитель при изготовлении рукавов высокого давления придерживается положений ГОСТ 6286-73 (а также ТУ 38 105 147-95, ТУ 38 305 143-00 и т. д. ), регламентирующего РВД оплеточные не армированные, и ГОСТ 25452-90, определяющего параметры РВД навивочных неармированных. Согласно ГОСТ 6286-73 рукав высокого давления может быть изготовлен двух типов: с одной и двумя оплетками из латунированной и смешанной проволоки (тип I и тип II соответственно). Каждый тип рукава высокого давления по разрывному усилию делят на группы А, Б, Z (А — не менее 15 кг, Б — не менее 17.5 кг, Z — не менее 20 кг) с запасом прочности на разрыв гидравлическим давлением 3Р (группы А, Б) и 4Р (группа Z). РВД этих типов работают в диапазоне температур от —50°С до +70°С.
ГОСТ 25452-90 регламентирует навивочные РВД с четырьмя слоями попарно разнонаправленной навивки и промежуточным резиновым слоем между парами. Эти гидравлические рукава способны работать при высоких циклических нагрузках и внутренним давлением порядка 50 МПа.
Производство зарубежных рукавов высокого давления с металлическими оплетками с 1997 года регламентировано общеевропейскими стандартами ЕN 853 и ЕN 857. Согласно этим документам гидравлические рукава с металлическими оплетками работают в температурном интервале от —40 до +100 С, транспортируя минеральные масла, гликоли, топливные смеси, и от —40 до +70 С при транспортировке воды и масляных эмульсий. Всего стандарты предусматривают изготовление четырех типов рукавов высокого давления: 1ST и 2ST, сходные с отечественными РВД ГОСТа 6286-73, и 1SN, 2SN, отличающиеся от типов 1ST и 2ST наружным резиновым слоем меньшей толщины. Главные отличия между отечественными гидравлическими рукавами и зарубежными рукавами высокого давления заключаются в разных условных проходах гидравлических шлангов, сходных по внешним параметрам.
РВД с металлической навивкой регламентируются ЕN 856 и изготавливаются четырех типов: 4SP (работающий при средних уровнях давления и имеющий 4 спиральных навитых слоя); 4SH (предназначен для высокого давления, имеет 4 слоя навивки из проволоки повышенной прочности); R12 (4 слоя навивки, работа при средних давлениях и высокой температуре); шестинавивочный (иногда больше) R13 (для экстремальных условий работы).
Типовая конструкция рукавов высокого давления.
Конструкция РВД. Все гидравлические рукава имеют два основных слоя — внутренний и наружный, в основном изготавливаемые методом экструзии из синтетической резины. Для внутреннего слоя используют маслобензостойкую синтетическую резину. Хотя некоторые западные производители оборудуют свои РВД внутренним слоем из нитрила (NBR), несколько расширяющего возможности использования гидравлического рукава. Для наружного слоя РВД используют стойкую к истиранию синтетическую резину. Для повышения термостойкости гидравлического шланга ее иногда покрывают гофрой или намоткой из стойких к повышенным температурам полимеров. Силовые оплеточные слоя изготавливают из стальной проволоки, латунированной или смешанной. Навивку для РВД по ГОСТ 25452-90 и ЕN 856 делают в 4 и более слоев из стальной проволоки (для 4SH — высокопрочной проволоки), навивая слоя попарно с разным направлением навивки между парами и промежуточными тонкими слоями из синтетической резины. Шланги высокого давления поставляются на предприятия изготовители конечного продукта в бухтах, где впоследствии режутся на мерные длины по требованию заказчика и опрессовываются различными фитингами с помощью вставных муфт на специальных гидравлических прессах для обжимки.
Использование рукавов высокого давления.
Современная техника и оборудование в подавляющем большинстве использует гидравлические системы, в которых без шлангов высокого давления просто не обойтись. Помимо РВД специального назначения, применяемых в специфическом оборудовании и технике практически всех сфер промышленности, основная масса гидравлических рукавов идет на обеспечение надежной работы гидравлических систем техники, обеспечивающей жизнедеятельность человека. Использование гидравлическиз рукавово высокого давления на гидроманипуляторе экскаватора. применение РВД на тракторерукава высокого давления на погрузчикеЭто трактора практически всех моделей (ДТ, Кировец, Амкодор, Беларус, ЧТЗ и т. д. ), комбайны (Гомсельмаш, МЗКТ, Acros, Дон, Нива и др. ), тягачи, самосвалы, грузовики (ГАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, КРАЗ, МАЗ, БЕЛАЗ, КАМАЗ). Импортная техника, использующая в своих гидравлических трансмиссиях (ходовые передачи, тормозные и рулевые системы, управления силовыми трансмиссиями и т. д. ) РВД зарубежного производства (Volvo, Scania, Mercedes, MAN, Renault и многие другие). Кроме того, сюда можно добавить силовые трансмиссии и другие гидравлические системы погрузчиков, кранов, грейдеров и т. д. и т. п. Гидравлические системы судов, поездов, гидроманипуляторов, лебедок, пожарных машин и т. д. Список почти бесконечен, поскольку гидравлика сегодня служит лучшим и экономичным решением многих технических проблем. Неотъемлемым компонентом гидрообвязок является шаровой вентиль.
Процесс установки фитингов на рукава высокого давления.
Надежность и долговечность эксплуатации РВД во многом определяется концевой арматурой — фитингами и обжимными муфтами, которыми армируются гидравлические рукава. От правильного подбора нужного фитинга и его качественной опрессовки зачастую зависит сама возможность эксплуатации шлангов высокого давления и безопасность людей, эксплуатирующих технику/оборудование с гидравлическими системами.
Фитинги устанавливаются в местах разветвлений, соединений РВД, поворотов, переходов и т. д. Сегодня различают три основных типа фитингов: универсальный хвостовик (используется практически для всех типов РВД кроме шестинавивочных для опрессовки по технологиям, как со снятием наружного слоя, так и без); Interlock (опрессовывается с четырех— и шестинавивочными РВД по технологии со снятием внутреннего и наружного слоев); SC серия (используется для 4 и шестинавивочных РВД без снятия слоев). Фитинги могут иметь метрическую и дюймовую резьбу и уплотняться посредством конуса, конической резьбы, уплотнительного кольца, сферической поверхности, прокладки и болта.
Технология опрессовки фитингов основывается на создании высокопрочного герметичного соединения гидравлического шланга с фитингом продавливанием кольцевыми ребрами комплектной муфты верхнего слоя РВД с врезкой ребер в металлическую силовую оплетку при высоких значениях давления. Благодаря этому меняются физико-механические свойства самой резины и образуется очень прочное «сварное» соединение. Это обеспечивает высокий уровень герметичности, требуемую прочность на разрыв и армирует самые проблемные места гидравлического рукава — его концы.
Для опрессовки применяются специальные пресса для обжима с комплектацией кулачками под различные размеры фитингов (P20/51, FP20/165, SP350/1200, японские HP, MS, CS, IS и т. д. ). Пресса различаются между собой по пределу диаметра обжимаемого шланга, степени обжатия, силе сжатия, производительности. Установка получаемого диаметра после обжатия осуществляется калиброванным нониусом по существующим для каждого оборудования таблицам.
Сам процесс опрессовки происходит в два этапа. Вначале устанавливают на прессовочное оборудование обжимные кулачки, соответствующие размерам фитинга. С помощью калибровочного нониуса устанавливают необходимый диаметр обжима согласно тарировочным таблицам пресса. Подготавливают пару (муфта-фитинг) и муфту полностью надевают на гидравлический шланг, чтобы избежать некачественного соединения. В РВД вставляют фитинг и все соединение помещают в кулачки. Посредством нажимного рычага плавно увеличивают давление на фитинг, постепенно доводя его до расчетного. Серийные и полусерийные пресса сигнализируют об окончании обжима. После чего оператор производит контроль обжима специальным контрольным щупом — стержнем с разнотолщинными концами. При правильной опрессовке щуп входит в фитинг до средины толстого конца. Если контрольный щуп заходит в фитинг полностью, то оператор регулирует пресс, уменьшая конечный диаметр соединения. После опрессовки РВД проверяются на специальном стенде на качество соединения в статическом и динамическом режимах.
Правильная эксплуатация рукавов высокого давления.