Рассмотрим сначала, что такое современный детский лагерь. Чтобы понять, откуда есть пошли лагеря современные, откуда берутся представления о лагере у наших сограждан, обратимся к истории. Тип лагеря определяется задачами, которые он решает. В СССР система детских лагерей в разное время решала разные задачи. Так, до 60-х годов 20-го века эта система подчинялась министерству здравоохранения и в лагерях в основном оздоравливали детей. В конце 60-х система переходит под управление ЦК ВЛКСМ. Естественно, меняются смысл и содержание смен – лагеря в СССР теперь делают упор на идеологию («куют» советского гражданина). В начале 90-х с распадом СССР выпадает из общественной жизни идеологическая составляющая, не остаётся её и в детских лагерях. С общей разрухой и приватизацией лагерям приходится нелегко, ведь они изначально убыточны и дотационны. Многие лагеря приходят в запустение, банкротятся, распродаются, тем, кто держится ещё на плаву, приходится выживать. Подобная ситуация местами сохраняется и по сей день. Бывшие советские лагеря, которые уже не называют пионерскими, именуются отныне ДОЛ или ДОЦ – детский оздоровительный лагерь или центр.
В начале 90-х появляются на территории России и стран СНГ новые типы лагерей – частные, авторские, программные лагеря, а после 2016 и в 2020 году расцветают семейные выезды, наставнические и тренерские выезды и прочие варианты. Если раньше под лагерем понималась конкретная территория, то теперь это далеко не так. Теперь под лагерем, в первую очередь, понимается программа и коллектив – многие современные лагеря имеют свой постоянный штат сотрудников, свою материально-техническую базу, а проводят разные по содержанию и направленности программы на различных арендованных площадках, которыми могут служить ДОЛ, ДОЦ, пансионаты, базы отдыха, туристические базы, парк-отели, гостиницы, частные коттеджи, кемпинги, палаточные лагеря и т.п. На территории одной площадки могут проводить свои программы, отличающиеся по содержанию друг от друга, одновременно несколько лагерей.
Рассмотрим детально существующие ныне типы лагерей, в которые вы можете купить путёвку свободно. Постараюсь быть предельно объективным с точки зрения пользы лагеря для ребёнка. Из этических соображений не буду упоминать названия деструктивных, с моей точки зрения, лагерей.
Типы лагерей, моя классификация.
1. «Наследники советской системы»
– ими стали многие ДОЛ типа «Ромашка», «Звёздочка», «Костёр» и т.п., которые живут в основном за счёт групповых заказов, выигранных тендеров от государства или крупных предприятий. Путёвки в такие лагеря чаще всего не покупаются, а «достаются» бесплатно или за символическую сумму по линии, например, соцзащиты или профсоюза. Программы в этих лагерях редко выдерживают критику с точки зрения содержательности и насыщенности, детей там просто относительно безопасно «пасут» и развлекают – как умеют, как разрешено или как легче. Не стоит думать, что осталось пустым место идеологии – пионерскую атрибутику и советскую пропаганду заменили дешёвым развлечением, тиражированием телевизионных штампов, пропагандой западных ценностей и потребительского образа жизни, размытыми полоролевыми и культурными понятиями, двойной моралью. В общем, заменили всем тем, что льётся нескончаемым потоком с экранов телевизоров, со страниц интернета, всем тем, от чего здравомыслящие родители хотят оградить своих детей. Не скажу, что это делается специально, просто общество изменилось и теперь таков заказ большинства. В конечном счете, всё будет зависеть от педагогического отряда лагеря, от конкретного человека, который определяет генеральную линию в этом заведении. Однако идейные люди редко держатся в такой системе, и если они все же есть и начинают воспитывать детей, то возмущаются некоторые родители. Проблемы же при этом руководству лагеря не нужны, поэтому лучше так, безыдейно, чтобы не подкопались – то есть никак. Штатного персонала в ДОЛ и ДОЦ нет, сотрудники набираются из числа практикантов педвузов, школьных педагогов на каждый сезон заново, а там как повезёт…
Есть, конечно, и качественные ДОЛ и ДОЦ, например, всем известные «Орлёнок», «Артек» или «Океан». Да, тут есть качественное питание, большие и ухоженные территории, современные корпуса, проводятся порой интересные тематические смены, встречаются идейные и амбициозные педагоги, но я всё равно отношу эти лагеря к первому типу как наследников системных ошибок. Основной причиной тому являются доведённые до абсурда правила безопасности для детей – собственно, детям там практически ничего нельзя («как бы чего ни случилось», «а вдруг»). Тут всё очень «рафинировано и зарегламентировано», дети лишены возможности проявлять волю, при этом остаются те же проблемы с кадрами, идеологией, смыслом и содержанием программ. Да и наверно сложно делать как-то иначе, когда смена насчитывает до 5000 детей. Покупая путёвку в «Артек» или «Орлёнок», вы платите за «брэнд», стоящий действительно многого в советские времена. Большие лагеря напоминают, по аналогии с комбинатом детского питания, комбинат детского отдыха, конвейер: ничего особо вкусного, зато диетично и безопасно для тела.
2. «Ведомственные».
Почти также обстоят дела с ведомственными лагерями. Они тоже могут носить приставку ДОЛ, ДОЦ, но принадлежать и финансироваться неким ведомством, предприятием, фирмой. Так, крупнейшие в России корпорации имеют свои лагеря. Как правило, внутреннее и внешнее убранство лагеря зависит от солидности самого предприятия, а вот программа лагеря зависит от концепции предприятия, от социальной ответственности перед сотрудниками и обществом, от того, под каким углом руководство конторы смотрит на будущее, как оно видит роль своего предприятия в этом будущем. Обычно руководство компаний не видит никак будущее детей своих сотрудников. Среди ведомственных лагерей большая часть представлена лагерями первого типа, в теории я слышал, что бывает иначе, но только в теории.
3. «Программные и авторские лагеря».
Этому разделу мы уделим особое внимание, так как среди лагерей этого типа до 2020 года встречались наиболее интересные, на мой взгляд, варианты. К этому типу себя относили все, кому не лень. ДОЛы утверждают, что они тоже работают по программам и поэтому являются «программными», и с этим сложно поспорить, ведь, несмотря на то, что все их программы похожи как две капли воды, это всё же программы. Обладающие базовой компьютерной грамотностью вспомнят, что вирусы — это тоже программы, но деструктивные, ещё есть игры на компьютере – это тоже программы, но бесполезные и отнимающие время. Про такие «программные» лагеря речи в этом разделе не идет, по сути, они отнесены к типу один или четыре.
Расскажу, что же я понимаю под «Программными и авторскими лагерями» и приведу примеры. Эти лагеря, по сути, являются не развлекательными, они посвящены часто активному и познавательному отдыху, направлены на воспитание различных качеств, навыков. То есть в деятельности этих лагерей присутствует смысл, вектор, стремление к конечному и осязаемому результату в интересах ребёнка. Свободного времени в таких лагерях практически нет, вся смена стремится к достижению некой программной цели, количество детей в смене, как правило, не превышает 50-80 человек, а кол-во взрослых обычно берётся из расчёта один на 4-6 детей. Дети тут являются частью процесса, а не немыми зрителями и массовкой. За смену программный лагерь киров успевает проработать каждого участника, в той или иной степени повысить его уровень по дисциплинам, воспитать то или иное качество. Эти лагеря легко можно отделить из общего числа, прочитав их программу, посмотрев фото- и видеоматериалы – всё это должно показать родителю, что дети делают на смене, чем они занимаются, что они не дрыгаются и не кривляются как обезьяны, не валяются как матрасы, а заняты делом. Проведение программного лагеря дело весьма трудоёмкое, дорогостоящее, требующее специальных знаний, поэтому, как правило, инструкторский состав такого лагеря – это не всегда молодые, но опытные, реализованные, идейные, высоко моральные люди с высокой степенью ответственности. Для них, говорю из личного опыта общения, деятельность с детьми в рамках лагеря не средство получения прибыли, а социальная ответственность перед обществом, многие из них искренне хотят сделать наших детей чуточку лучше. Среди руководителей и инструкторов программных лагерей легко можно встретить академиков, профессоров и доцентов, докторов и кандидатов наук, известных путешественников и спецназовцев, бизнесменов и политиков, ремесленников и мастеров на все руки, просто интереснейших, реализовавшихся людей. Людей, которые чувствуют необходимость личного участия в воспитании сильного и умелого поколения. Тематики программных лагерей могут быть весьма различны: от профильных научных, языковых и ремесленных, до военно-прикладных, тренинговых и даже этнокультурных. Примерами известных программных лагерей до 2020 года являлись: «Океания», «Angelball», «Большое приключение», программы «Робинзонады» и «Охотников за удачей», «Мир навыка skillcamp» и другие. Авторские лагеря, по сути, являются программными, разница только в том, что программа держится на личности одного, как правило, весьма известного человека. Отправляя ребёнка в программный лагерь, необходимо осознавать, что вы и ребёнок столкнётесь со средой и системой, весьма отличными от обычных ДОЛ. Не удивляйтесь, что адрес проведения какого-либо программного лагеря может совпадать с неким ДОЛ, программные лагеря могут арендовать часть территории. Также ознакомьтесь внимательно с содержанием программы, с принципами, правилами, традициями, ценностями конкретного программного лагеря. У многих организаторов программных лагерей много принципиальных вопросов относительно курения, употребления алкоголя, использования телефонов и плееров в лагере, по вопросам воспитания. Лучше осознать, куда вы отправляете ребёнка, на этапе покупки путёвки. Наблюдая за тем, какие появляются новые программные лагеря и как развиваются старые (меняются, совершенствуются как некий живой созидательный организм), могу с уверенностью сказать, что за данным типом лагерей было будущее до 2020.