Кажется, чем мощнее двигатель и больше батарея, тем лучше. Но мощный самокат — тяжелый, его сложнее таскать по лестницам и перевозить в общественном транспорте.
По весу можно сориентироваться так: взрослому мужчине по силам поднять 13–15 кг. Девушкам лучше выбирать самокаты до 13 кг, детям — максимально легкие. Обычно приходится искать компромисс, потому что вес во многом зависит от емкости батареи. У более легких самокатов она небольшая — и автономность скромная. Хотите ездить на большие расстояния без подзарядки — готовьтесь к тому, что модель не будет пушинкой.
Составили исчерпывающий гайд, который поможет понять, какая мощность двигателя нужна для вашего стиля езды и какую емкость батареи выбрать и купить электросамокат, чтобы хватало на поездку в офис и обратно.
«Буду кататься в парках по выходным»
Если обычно вы садитесь в машину или метро, доезжаете до парка и катаетесь там с ребенком или друзьями, а потом идете есть мороженое, большая батарея и скорость вам не понадобятся. А облегченный вес и компактность — да.
Выбирайте небольшие прогулочные самокаты весом около 10 кг — их легко грузить в багажник и везти по лестнице в переходе. Обратите внимание на диаметр колес. С 8-дюймовыми комфортнее кататься по грунтовым дорожкам. Например, Mizar Ivory или Hiper Stark DX800.
«Буду ездить в офис каждый день»
Тут всё ровно наоборот. Нужна модель с хорошей автономностью (запас хода — от 25 км) и мощным мотором (от 250 Вт), чтобы быстро преодолевать большие дистанции. Ради этих преимуществ придется пожертвовать компактностью, такой самокат будет весить до 20 кг. Но если собираетесь использовать его как основной транспорт и не планируете спускаться в метро, вам и не нужно будет часто поднимать и переносить самокат.
Покрытие дорог не всегда хорошего качества, а иногда приходится спешить на утреннюю встречу, поэтому лучше выбирать модели с 10-дюймовыми колесами. С ними проще и безопаснее проезжать на скорости ямки и небольшие бордюры.
«Буду ездить на нем в парк, на работу и в магазин за хлебом»
Универсальный самокат и для прогулок в парке и поездок по району должен быть не тяжелый (до 15 кг) и достаточно мощный (от 250 Вт). Для таких случаев лучше обратить внимание на популярные проверенные модели. Хорошо, если у самоката будет складная конструкция.
Мощность двигателя: какой достаточно?
Кажется, что именно от мощности двигателя зависит максимальная скорость электросамоката. Но это не так: обычно для безопасности она ограничена искусственно, программным путем. Что действительно зависит от мощности, так это интенсивность разгона и способность самоката везти вас в гору. Если вы весите 100 кг, а двигатель маломощный, на подъемах будете терять скорость вплоть до остановки — придется отталкиваться ногами.
Как выбрать?
до 250 Вт — хватит для катания ребенка или подростка, прогулочного катания взрослого человека весом до 80 кг,
250–350 Вт — подойдет для взрослых, которые катаются как по ровной местности, так и по холмистой, отличный вариант для первого электросамоката,
350 Вт и более — самокаты с такой мощностью подойдут тем, кто уверенно ими управляет и людям весом больше 80 кг.
У мощных самокатов несколько режимов скоростей. Это удобно: дали покататься на своем самокате ребенку — включили первый режим, поехали сами — переключились на более скоростной. Но конечно, чем мощнее мотор, тем дороже обойдется самокат.
Диаметр колес: поменьше или побольше?
При езде на самокате вы будете постоянно встречать стыки покрытий, ямки и другие неровности. Чем больше колеса у самоката, тем проще их преодолевать.
7 дюймов — модели для катания детей и по идеальным покрытиям. На скорости более 10 км/ч можно упасть, если колесо попадет даже в небольшую яму.
8 дюймов — вариант для компактных взрослых моделей или катания по ровным дорожкам парков.
8–10 дюймов — универсальный вариант, с которыми будет комфортно на тротуарах, асфальте, небольших неровностях.
Колеса: литые или пневматические?
Колеса могут быть литыми или пневматическими.
Литые. Их преимущество — неубиваемость, они выполнены целиком из полиуретана, поэтому не боятся камней, прыжков с бордюров, гвоздей или осколков. Недостаток — они жесткие и плохо держат баланс на мокрой дороге.
Пневматические. Напоминают велосипедные: они состоят из камеры и шины. Шина сделана из резиновой смеси и имеет гораздо более высокий коэффициент сцепления, чем полиуретан. За счет воздуха внутри пневматические колеса отлично амортизируют неровности, сглаживают удары при проезде по кочкам, но боятся проколов. Если повредите такое колесо, придется везти самокат в специализированную мастерскую. В обычных автомобильных шиномонтажах вряд ли помогут.
Тем, кто планирует ездить много и по разным дорогам, советуем модели именно с пневматикой, например Xiaomi Mi Electric Scooter 1S.
Иногда производители комбинируют разные типы колес. Например, на переднее, которое первым принимает удары и участвует в управлении, устанавливают пневматику, а на заднее — литое колесо.
Максимальная скорость: почему она почти у всех одинакова?
У большинства самокатов максимальная скорость 25 км/ч. Это значение появилось неспроста. Считается, что при потере управления или другом ЧП на скорости до 25 км/ч человек успеет соскочить с самоката и не упасть — пробежит путь до остановки своими ногами. При более высоких скоростях выше риск пораниться. Модель, способную разгоняться до 30 и более км/ч, стоит покупать, если у вас хороший опыт вождения и вы собираетесь кататься по хорошим дорогам, где нет людей и машин.
Автономность: сколько электросамокат сможет проехать?
Считается, что чем выше емкость аккумулятора, тем дольше самокат проезжает без подзарядки. Всё так, но еще более точная характеристика — запас хода (показывает, на сколько хватает одного заряда). Одна модель с аккумулятором 15 000 мАч может проезжать без подзарядки 65 км, а другая — только 50 км.
Реальный пробег на одной зарядке зависит и от манеры езды. Если вы часто ездите по холмистой местности или передвигаетесь на максимальной скорости, добавьте 20–30%. Например, до офиса 10 км, и вы планируете мчать поутру на работу и возвращаться домой, не заряжая самокат. В этом случает вам понадобится модель с запасом хода не 20, а минимум 30 км.
Не забывайте, что на батарею приходится до половины веса самоката. Чтобы самокат был не тяжелым и с достаточной автономностью, нужно искать компромисс. Универсальными считаются модели с запасом хода 25–30 км — они и весят немного, и проезжают достаточно.
Зачем нужна подвеска?
Электросамокат — гораздо менее комфортный вид транспорта на неровных дорогах, чем велосипед: колеса меньше, удары жестче. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, производители устанавливают подвески на колеса (чаще только на переднее). Ездить на моделях с подвеской гораздо приятнее, но до комфорта велосипеда всё равно далеко.
Тормозная система: что важно?
Быстро остановиться гораздо важнее, чем быстро разогнаться. Чем с большей скоростью планируете ездить, тем более продвинутую тормозную систему стоит выбрать.
Ножной тормоз. Самый распространенный на обычных самокатах. Давите на крыло заднего колеса, оно прижимается к протектору и тормозит его. Просто, но неудобно и неэффективно. И протектор при торможениях сильно изнашивается.
Ручной тормоз. Тоже популярная конструкция, часто устанавливается на велосипедах. Нажимаете на рычаг на руле, усилие передается по тросу на колодки, они сжимают колесо, и скорость падает. Надежный и эффективный вариант.
Электронный тормоз. Используется только на транспорте с электромотором. Создан, чтобы аккумулировать энергию при торможении: мотор начинает работать как генератор, то есть подзаряжает батарею от вращения колес. При этом создается дополнительная нагрузка и происходит замедление. С точки зрения эффективности торможения — худшее, что только можно придумать.
Чтобы не тратить энергию зря и эффективно тормозить, производители стали выпускать модели с комбинированным тормозом — электронный плюс ручной.