Расположение текущего офиса. У сотрудников есть привязка к определённому территориальному расположению по метро, району. Многие снимают квартиру недалеко от работы или наоборот выбирают место работы в зависимости от удобства расположения офиса по отношению к дому. Сотрудники привыкают к транспортной доступности, хорошо знают район, инфраструктуру и чувствуют себя комфортно. При переезде эти факторы нужно учитывать.
Хорошая практика: перед выбором нового места узнать у сотрудников, что бы они хотели видеть в новом офисе. Такой подход не требует дополнительных затрат и позволяет собрать полезные данные, показать, что мнение сотрудников важно в компании.
2. Место жительства руководства. Это не совсем демократично, но чаще всего на выбор нового офиса, равно как и на расположение старого, влияет место проживания руководства. Выбор происходит в том же направлении. Влияние этого фактора сильнее или слабее в зависимости от того, иностранная ли это или государственная компания. Нетрудно заметить, что руководители крупных корпораций, которые снимают, в среднем, от 50 000 кв. метров офисных площадей, живут, в основном, на западе Москвы. Поэтому в сегментах класса А и B популярностью пользуется деловой район Москва-Сити и похожие на него предложения.
3. Потребности бизнеса. Здесь речь идёт о двух факторах. Во-первых, как мы уже упомянули, расположение офиса позволяет донести до сотрудников мысль о том, что компания о них заботится, и, как следствие, повысить лояльность. Во-вторых, расположение позволяет решать такие бизнес-задачи, как соседство с бизнес-партнёрам, близость к клиентам, увеличение прибыли и контроль расходов.
Удобство транспортной доступности – основное в каждом пункте. Необходимо метро в шаговой доступности либо наличие шаттл-басов. К последнему не все готовы, несмотря на то, что удаленность от метро положительно сказывается на снижении ставки Аренды офиса в Москве.
Деловые кластеры: всё хорошее рядом
Деловые кластеры или деловые районы – это определённые суб-рынки, где расположено много иностранных и российских компаний. Многим компаниям важно быть в зоне деловой активности. Немаловажно, что это позволяет находиться в непосредственной близости от существующих или потенциальных партнёров по бизнесу.
- Наиболее популярные и известные деловые кластеры Москвы:
- Деловой район Москва-Сити;
- Белорусский деловой район (Белая площадь, Белые сады);
- Центральный деловой район – который разделен на субрынки, например, метро Павелецкая (Павелецкая Плаза, Вивальди-плаза, Бизнес-Парк «Аврора»)
Новоспасский двор, Даниловская мануфактура – деловые районы, которые имеют несколько бо́льшую удаленность от метро, но и предлагают большое количество офисных площадей разного класса соответственно.