Если вы планируете торговать за пределами своего региона, лучше не делать свою службу доставки сразу. Курьерам нужно платить минимум 12 792 Р плюс налоги и страховые взносы в месяц. В год получается около 174 000 Р.
Курьеров нужно координировать: выдавать заказы и выстраивать логистику, чтобы они не опаздывали. Придется решать нештатные ситуации. Например, если курьер проспал, его нужно срочно заменить. Для этого понадобится администратор. Его средняя зарплата в Москве сейчас — 60 000—80 000 Р. В регионах около 20 000—30 000 Р.
Для службы доставки удобно использовать программное обеспечение — с помощью него можно управлять и отслеживать заказы и доставки, оповещать клиентов о статусе посылки. Расходы на готовый софт или авторскую разработку могут доходить до нескольких миллионов рублей в год — все зависит от масштаба компании. Добавьте к этому транспортные расходы и оплату мобильной связи курьерам.
Все эти затраты для федеральной курьерской службы может покрыть только гарантированный большой оборот доставок — хотя бы 200 в день.
Молодому интернет-магазину, который планирует продавать товары по всей стране, содержать штат курьеров в каждом регионе невыгодно. Поэтому лучше обратиться к посредникам — главное учесть ряд тонкостей, чтобы не растерять клиентов и не навредить бизнесу.
Чем отличаются виды доставки товаров и какие выгоднее бизнесу
Чтобы клиенту было проще решиться на покупку, лучше дать ему выбор и подключить сразу несколько типов доставки. Распространены четыре формата такой услуги.
Самовывоз из магазина или со склада. Клиент приезжает в магазин, когда удобно, и забирает товар. Ему не нужно подстраиваться под курьера, а вам — подбирать службу доставки.
Главный минус такого способа — ограничения для покупателей. Чем меньше у бизнеса магазинов или складов в городе, тем сложнее до них добраться. Это может влиять на решение клиента о покупке.
Плюсы для предпринимателя — экономия на курьерской службе, нет проблем из-за затора на дороге или безответственности курьеров. Не нужно тратить деньги на обратную доставку, если клиент отказался от товара.
Постамат. Это посылочный терминал, где хранят оплаченные товары. Выглядит как большой шкаф с ячейками разного размера, обычно размещается в торговых и офисных центрах, на рынках, в супермаркетах, в подземных переходах.
Рынок постаматов условно можно поделить на две группы. Первая — логистические компании, которые работают со всеми заказчиками. Например, «Пикпойнт», «Телепорт», «Халва». Вторая группа — маркетплейсы с сетью постаматов. Они доставляют заказы, сделанные только на их площадках. Например, это «Озон» или «Яндекс-маркет».
После заключения договора со службой доставки предприниматель через сайт или мобильное приложение размещает заказ: название груза, откуда забрать и куда отправить. Процесс можно автоматизировать: заказ со всеми данными попадет в службу доставки, как только клиент оформит покупку в интернет-магазине.
После курьер забирает посылку, отвозит до постамата, сообщает вам и получателю: «Груз доставлен». Покупатель приходит в удобное время, сканирует QR-код или вводит код из смс, открывает дверь и забирает товар.
Одна курьерская служба доставки для интернет-магазинов до постамата обходится бизнесу в 150—300 Р по Москве, в регионы на 20—35% дороже, зависит от расстояния. Оплата по факту, раз в месяц или квартал — у сервисов разные условия.
В середине 2020 года в России работало 15 493 постаматов. Больше половины — в Москве и Петербурге, согласно подсчетам портала EH. Заказ хранится бесплатно в среднем от 3 до 7 дней.
Из минусов: есть ограничения по размерам заказа. Ячейки постамата сделаны под популярные товары: гаджеты, одежду, косметику, часы. Габаритный груз, например стиральная машина или мешок корма для собак, не поместится.
Если клиент решит отказаться от товара, придется думать, как вернуть посылку. Крупные сети только подключают опцию быстрого возврата. Например, у «Пикпойнта» возврат товара для магазина стоит столько же, сколько и обычная доставка.