Страховой рынок предлагает много различных продуктов каско, встречаются предложения, наполненные разнообразными рисками и услугами или, наоборот, с очень суженным покрытием. Стоимость договора каско составляет достаточно серьезную сумму и зависит от множества параметров, которые одному страхователю жизненно необходимы, а для другого не имеют никакого значения. Как выбрать необходимую именно вам услугу и сэкономить?
1. Определение причин приобретения каско
Самым первым шагом является определение причины, которая побудила потенциального страхователя заняться выбором данного вида страхования. Если необходимость возникла вследствие возложения банком или иным держателем залога, обязанности по заключению договора каско на владельца автомобиля, то в первую очередь необходимо изучить требования, которые выдвигает держатель залога к такому договору. Требования могут не допускать использования инструментов, позволяющих снизить стоимость полиса (например, использование франшизы). Если решение о необходимости заключения договора каско не обусловлено внешними требованиями или требования предполагают достаточную вариативность, то необходимо оценить, какие же риски угрожают вашему автомобилю. Желательно оценивать эти риски перед приобретением автомобиля, что в некоторых случаях позволит существенно сэкономить на стоимости каско.
2. Оценка существующих рисков
Оценка существующих рисков сильно варьируется в зависимости от марки/модели автомобиля, условий его хранения и эксплуатации, водительского опыта лиц, которые будут управлять автомобилем, а также размера потенциального ущерба, при котором страхователь будет готов потратить определенное время на взаимодействие со страховщиком в рамках процедуры урегулирования убытков.
2.1. Оценка риска угона
Самый «чувствительный» риск, при реализации которого вероятность возврата денег, затраченных на приобретение автомобиля, отсутствует, а вероятность возврата самого автомобиля минимальная. Для оценки данного риска достаточно посмотреть любой из рейтингов «угоняемости» автомобилей различных марок, которые постоянно публикуются в свободном доступе. Чем выше автомобиль в рейтинге, тем больше вероятность его угона и тем дороже будет включение такого риска в полис каско. Различные противоугонные системы, безусловно, снижают риск, но абсолютной панацеей не являются. Вероятность реализации риска сильно зависит от условий хранения автомобиля. Чем чаще автомобиль хранится на «открытых» территориях, тем риск выше. Если автомобиль всегда присутствует в списках самых угоняемых и при этом хранится на общественных стоянках, крайне желательно приобретать страховое покрытие от данного риска. На практике полисы исключительно от риска хищения продают единичные компании, но программы для опытных водителей (например, выплаты по риску «ущерб» только при наличии виновной стороны, отличной от страхователя) предлагают достаточное количество страховщиков. При страховании автомобиля каско нового автомобиля стоит обратить внимание на риск GAP, так как наибольший процент стоимости автомобиль теряет в первый год эксплуатации.
2.2. Оценка риска повреждения
Страхователь должен оценить не только вероятность попадания им или другим водителем в ДТП по собственной вине (для оценки можно использовать историю подобных случаев), но и вероятность повреждения автомобиля другими водителями или третьими лицами. Например, при постоянном хранении автомобиля на придомовой парковке такая вероятность значительно выше, чем при хранении в гараже или на закрытой стоянке. Также стоит учесть, что, какой бы опытный ни был водитель, чем больше он проезжает на автомобиле в год, тем выше вероятность реализации риска ДТП. У ряда определенных марок автомобилей существенны риски хищения отдельных деталей, так как при значительной стоимости они легко демонтируются. О подобных фактах проще всего узнать на клубных сайтах соответствующих марок. При оценке риска повреждений желательно составить представление о стоимости работ по устранению повреждений и стоимости запасных частей, наиболее подверженных риску повреждения (бамперы, фары, лобовое стекло и другие наружные элементы автомобиля). Некоторые марки автомобиля при не самой высокой стоимости самого автомобиля отличаются высокой стоимостью запасных частей и работы, что, безусловно, отражается и на стоимости полиса каско. Таким примером могут служить некоторые автомобили японских производителей, стоимость каско для которых исторически выше рынка.
Если страхователь оценивает риски повреждения автомобиля по своей вине в ДТП как незначительные (не более одного случая в несколько лет), то ему стоит обратить внимание на специальные программы каско для опытных водителей, предварительно внимательно ознакомившись с сутью этих программ.
Водителям, не имеющим опыта управления, желательно не ориентироваться на специальные программы и на первое время приобретать широкое покрытие, которое желательно расширить и риском ДСАГО, так как существующего лимита по ОСАГОможет не хватить даже при не самом существенном повреждении дорогостоящего автомобиля.
Оцениваться должны и другие риски, которые страховщик обычно объединяет в риске «ущерб»: стихийные бедствия, повреждения животными, пожар и т. п. Риски в любом случае должны покрывать все события, наступление которых предполагает страхователь. Чем больше по умолчанию включенных в покрытие рисков, тем лучше.
Включение риска страхование водителя и пассажиров от несчастных случаев полностью зависит от желания страхователя. При этом стоит учитывать, что при предложении включения таких рисков в договор каско страховщики обычно привязывают страховые случаи к случаям повреждения автомобиля.
Особняком стоят водители, эксплуатирующие автомобиль в нестандартных условиях, например охотники, рыболовы и грибники, которые часто выезжают на территории, которые не являются «дорогой» в понимании ПДД. Большинство страховщиков случаи, произошедшие на таких территориях, своими договорами не покрывают, и если наличие покрытия именно на такие случаи важно для страхователя, то к выбору страховщика необходимо подойти особенно внимательно.