Осознание того, что красивые и удобные современные гаражные ворота — не роскошь, а суровая необходимость, наступает, как правило, внезапно, в тот момент, когда хозяин пытается совладать с проржавевшим замком во время очередного погодного катаклизма. Лучше, тем не менее, не ждать милостей от природы и не надеяться на чудо, а позаботиться об обустройстве своего гаража заранее.
В последние десятилетия в Европе, а теперь и в России получили широкое распространение автоматические гаражные ворота (их еще называют дистанционно управляемыми). Такие устройства чрезвычайно удобны для владельца гаража, поскольку открываются и закрываются нажатием кнопки на пульте управления. Нет нужды выходить из машины, чтобы открыть или закрыть ворота.
Но не все автоматические конструкции одинаково хорошо справляются со своими обязанностями. Существует много различных типов таких устройств. Одни отличаются надежностью и долговечностью, другие — удобством эксплуатации, третьи — простотой и дешевизной. О конструктивных особенностях наиболее популярных типов автоматических ворот мы и собираемся рассказать.
Автоматические ворота подразделяются по способу открывания, конструкции полотна, а также типу привода, заставляющего створки двигаться. По способу (направлению) открывания они делятся на распашные, откатные (с верхним и нижним расположением опорной балки, секционные), подъемные (подъемно-секционные, подъемно-поворотные, подъемно-вертикальные, рулонные роллетные) и складывающиеся. Распашные ворота делаются двустворчатыми. В откатных полотно сдвигается вбок, в подъемных, соответственно, вверх, а в складывающихся — сдвигается «гармошкой» в одну или обе стороны.
По конструкции полотна гаражные ворота могут быть щитовыми, секционными и рулонными (роллетными). Щит представляет собой жесткий каркас, обшитый металлическими листами. Секционное полотно состоит из нескольких панельных элементов (секций), подвижно соединенных между собой и имеющих возможность перемещения по направляющим в момент открывания или закрывания ворот. Рулонное роллетное полотно состоит из малогабаритных планочных деталей (роллет, ламелей), подвижно соединенных друг с другом и имеющих возможность наматываться (разматываться) на барабан при открывании (закрывании).
Также гаражные ворота разделяются на утепленные и неутепленные, глухие и остекленные, с дверью и без нее. Кроме того, распашные и складывающиеся модели различаются по типу открывания — наружу или внутрь помещения. При этом все распашные, откатные и складывающиеся ворота могут быть как левого или правого, так и симметричного открывания.
Что касается типа привода, то в быту в основном используется электромеханический. В этом случае двигатель через редуктор передает усилие на рабочий механизм открывания, который, в свою очередь, может представлять собой прямой или изогнутый рычаг, цепной механизм с кронштейнами, лебедку с тросом. Тип и конструкция механизма зависят от способа открывания створок и от собственных разработок производителей приводов. Электромеханический привод отличается компактностью и удобством в эксплуатации. Другой тип привода, гидравлический, применяется в основном в массивных промышленных воротах и шлагбаумах (рассматривать его мы не будем).
В быту гаражи обычно оснащаются распашными, подъемно-секционными (их чаще называют просто секционными), подъемно-поворотными и рулонными воротами (другие типы используются либо в промышленности, либо для уличных въездов на территорию). У всех свои достоинства и недостатки, определяющие сферу их преимущественного применения.
Распашные ворота отличаются простотой конструкции. Теоретически в качестве полотна створки в них может использоваться любая жесткая рама (из стального или алюминиевого профиля), на которой закрепляются щиты из листового металла или панели с утеплителем. Легкость в изготовлении створок обеспечивает низкую на автоматические ворота цену (такие конструкции дешевле устройств других типов). Кроме того, отсутствие подвижных соединений в монолитных створках гарантирует их прочность и долговечность. Наконец, распашные ворота иногда используются просто для поддержания имиджа или создания атмосферы старинной усадьбы (в этом случае створки могут быть художественно украшены). Но у распашных ворот есть и недостатки. Такая конструкция требует свободного пространства в зоне раскрытия створок. Если поставить машину слишком близко перед открываемым гаражом, существует риск ее поцарапать. Кроме того, для качественной работы распашных ворот площадку перед ними необходимо регулярно очищать ото льда и снега, иначе даже небольшие сугробы могут блокировать створки.
В подъемно-поворотных воротах щитовое полотно поднимается и укладывается под потолком с помощью шарнирно-рычажного механизма. Масса конструкции уравновешивается пружинами, установленными по бокам в защитных чехлах. Из-за отсутствия направляющих ворота открываются практически бесшумно. Кроме прочего, такие модели более безопасны. Цельная створка устойчивее к взлому, чем, скажем, полотно рулонных ворот. Ее можно плотно прижимать к раме, что улучшает герметичность конструкции. Но у подъемно-поворотных ворот тоже имеются недостатки. Массивный щит оказывает значительную нагрузку на шарнирно-рычажный механизм, что увеличивает скорость износа последнего. Ворота постепенно теряют герметичность, и это снижает их теплосберегающую способность. Поэтому, чтобы не увеличивать массу, такие конструкции делают неутепленными и предлагают их, главным образом, для холодных помещений. Помимо этого, при открывании или закрывании ворот полотно может случайно задеть машину, если, конечно, оставить ее в опасной близости к конструкции.