Самовольное возведение дома на дачном участке не является основанием для признания его собственностью. Личным имуществом гражданина жилая постройка становится после регистрации в госучреждении.
Необходимость проведения регистрации дачного дома
Получение личного номера в кадастровом реестре, дает возможность собственнику проводить с недвижимостью юридические сделки.
Поставить на кадастровый учет дома нужно по следующим причинам:
- в зарегистрированной постройке можно прописаться;
- исключен риск сноса здания из-за признания его самостроем;
- разрешение споров с соседями относительно границ земельного участка.
ВНИМАНИЕ! Подключить коммуникации можно только в зарегистрированном доме.
Изменения в законодательстве касательно постановки на учет недвижимости
30 июня 2006 года утвержден Федеральный закон №93 о дачной амнистии. В нормативно-правовом акте определено право оформления в собственность недвижимости, расположенной на приватизированном и зарегистрированном участке.
В 2017 году этот закон изменен в связи со вступлением в силу закона «О государственной регистрации недвижимости». Нормативно-правовой акт упростил процедуру оформления прав собственности на дачные постройки и квартиры.
Основные преимущества нововведения:
- Отменяется документация на бумажном носителе, которую легко подделать. Формируется общая система регистрации, исключающая мошенничество с земельными участками.
- Получить регистрационные данные имеет право только собственник имущества. Они предоставляются в форме выписки из ЕГРН.
- Введение единого реестра недвижимого имущества. Собственникам не требуется ездить в регион по месту регистрации объекта или отправлять заказные письма. Это упрощает процесс получения наследства.
Оформление прав собственности проводится одновременно с постановкой на кадастровый учет дачного дома. Объект посещает инженер, чтобы составить кадастровый план здания.
ВАЖНО! Положение не распространяется на земельный участок. Надел разрешено оформлять без проведения межевания и вызова специалистов.
Как поставить дачу на кадастровый учет
Постановка дачной постройки на учет проводится по инициативе владельца недвижимости и в его интересах. Законодательство не обязует граждан проводить такую процедуру.
Необходимый пакет документов для регистрации передается в Многофункциональный центр или отделение Росреестра. Если есть персональный аккаунт на портале Госуслуги, заявку можно отправить онлайн.
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай имеет уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните нам по телефону (круглосуточно).
Это быстро и бесплатно!
Москва: +7 499 938-54-07
Санкт-Петербург: +7 812 425-64-95
Регионы: +7 (800) 350-84-13 (доб. 140)
Как проходит процедура регистрации
Порядок регистрации садового дома:
- Оформить соглашение на составление техплана постройки в Кадастровой службе.
- Оплатить государственную пошлину.
- Подать документацию в госучреждение.
- Ожидать рассмотрения заявки.
- Забрать готовую выписку из ЕГРН.
Техплан составляется в электронном формате и заверяется электронной подписью специалиста из Кадастровой службы. Разрешается приложить бумажный вариант документа, содержащий печать учреждения и подпись инженера.
Пакет документов для оформления
При постановке на учет в Кадастровом бюро к заявлению собственник прикладывает пакет документов:
- удостоверение личности;
- техплан на постройку;
- кадастровый паспорт на землю;
- чек об уплате госпошлины в размере 350 рублей;
- документ, подтверждающий право владения землей.
ВАЖНО! Если здание возведено до 1 марта 2015 года, требуется только технический паспорт. При регистрации объекта, построенного позже, понадобится кадастровый паспорт и акт сдачи в эксплуатацию.
Если постановкой на учет занимается не собственник, а представитель, требуется нотариально заверенная доверенность.
Сроки регистрации
После формирования общей базы недвижимости срок обработки документов и выдачи выписки ЕГРН сократился. Если требуется поставить объект на кадастровый учет и зарегистрировать право пользования, на процедуру требуется до 10 дней.
ВНИМАНИЕ! Одновременная регистрация возможна при дачной амнистии, если здание ставится на учет впервые.
Регистрация права собственности занимает 7 дней. На внесение корректировок в кадастровый учет требуется 5 дней. При нарушении обозначенных сроков чиновникам службы регистрации грозят штрафные санкции.
По каким причинам могут отказать в постановке на учет
Регистратор госучреждения имеет право приостановить регистрацию объекта. На устранение обнаруженных недочетов дается 3 месяца.
Причины отказа в регистрации объектов недвижимого имущества:
- гражданин, подавший заявление, не является владельцем постройки;
- доверенное лицо передает документацию без доверенности на осуществление такой деятельности;
- наличие несоответствий в документах;
- выявлен факт подделки документов;
- земля не подлежит регистрации, поскольку изъята из оборота либо является собственностью правительственных фондов;
- неполный пакет документов либо подан в ненадлежащей форме;
- сведения, отраженные в документах, не соответствуют действительности.
Если в госучреждении имеется информация о том, что сделка с регистрируемым объектом уже проводилась, в постановке на учет отказывают.
Дополнительные причины для отказа:
- акт, являющийся основанием для постановки объекта на учет, в процессе судебного разбирательства признан недействительным;
- границы надела накладываются на соседний участок или территориальные зоны;
- здание не соответствует требованиям ГрК РФ;
- дача возведена на земле, не предназначенной для постройки жилых домов.
Служба регистрации обязана пояснить причины отрицательного ответа. Собственник вправе оспорить в суде решение Росреестра. При необоснованном отказе на сотрудников госучреждения накладывается штраф.
Если решение обосновано, владельцу недвижимости нужно исправить выявленные в результате проверки недочеты, тогда регистрация возобновится.