До выдачи кредита банковские служащие проводят проверку заявки, поступившей от клиента. Анализируют такую информацию:
- Достоверность сведений представленных в анкете. Персональные данные физического лица: ФИО, паспортные данные, место прописки и регистрации. Эту информацию проверяет специалист совместно со службой безопасности.
- Платежеспособность клиента.
- Кредитную историю, кредитный рейтинг и финансовую дисциплину. Данные о заемщике банки запрашивают во всех Бюро кредитных историй, в которых хранится информация о данном физическом лице. Какие кредиты, на какую сумму и где он брал. А также насколько качественно и своевременно исполнял свои обязательства.
- Риски, которые могут возникнуть при одобрении заявки.
- Другие сведения, которые могут повлиять на принятие решение по заявке.
Во всех кредитных организациях принимают регламент по поводу процедуры проверки потенциальных заемщиков. Эти критерии разные, а информация по оценке клиентов не подлежит разглашению. Но в целом проверка обязательно коснется аспектов, приведенных в перечне.
Что способствует одобрению
На повышение шансов для одобрения заявки на кредит влияют такие факторы:
- Безупречная кредитная история. Причем она в принципе должна быть. Если истории кредитования нет совсем, то это скорее негативный фактор, чем позитивный.
- Предоставление справок о доходах. Лучше всего, если это будет 2-НДФЛ. Она лучше всего раскрывает сведения об официальном заработке потенциального заемщика и отчисляемых налогах. Если у клиента несколько каналов поступления денег, то желательно указать их все. Это показывает банку, что в случае потери одного источника у физического лица есть запасные варианты.
- Предоставить банку в качестве обеспечения ликвидный залог. Например, для этой цели подойдет жилой загородный дом, новая машина или квартира. То есть все то, что можно легко продать по выгодной цене. Если залог удовлетворит требованиям кредитной организации, то банк не будет столь придирчиво относиться к клиентам с плохой кредитной историей.
- Предоставить кредитному инспектору сведения об официальном трудоустройстве. А также свидетельство о браке и документы, подтверждающие право на собственность. Например, на автотранспортное средство, квартиру, дачу. Считается, что семейные, работающие граждане самые ответственные кредитоплательщики. Не обязательно имущество оформлять в залог, иногда достаточно уведомить о ее наличии, чтобы получить 100 одобрение кредита.
- Возраст заемщика не самый определяющий показатель. Многие банки кредитуют клиентов, начиная с 18-тилетнего возраста. Но гораздо чаще одобрят заявки физлицам от 30 до 45 лет. Статистически эти граждане считаются самыми устойчивыми в плане финансовой дисциплины и поступления доходов.
- Дополнительным плюсом может стать информация о высшем образовании.
Некоторые клиенты, чтобы не тратить время оформляют множество онлайн заявок на кредиты в разные банки. Возможно, такая стратегия и ускорит процесс получения средств. Но иногда это может привести к обратному эффекту. 10 одновременно поданных заявок могут создать впечатление острой нужды в заемных средствах и специалист насторожится. Достаточно получить 4-6 отказов, и остальные заявки банки начинают отклонять в полуавтоматическом режиме.
Что мешает одобрению
Основные факторы, которые приводят к отклонению заявок на кредит:
- плохая кредитная история;
- низкая платежеспособность;
- непогашенная или просроченная задолженность перед другими кредитными организациями.
Другие факторы не так сильно влияют на решение кредитного отдела банка. Но если одновременно совпадет несколько, то заявку тоже смогут отклонить. К таким факторам относятся:
- предоставление ошибочных, неточных, неполных сведений в заявке;
- наличие 2-4 одновременно открытых кредитных продуктов: ипотеки, рассрочки, кредитной карты, автокредита в любом из сочетаний;
- нерегулярность поступления денег самому клиенту, когда он по 2-3 месяца остается без заработной платы или других официальных источников дохода;
- отсутствие обеспечения, как гарантии возврата заемных средств, при его дополнительном запросе со стороны банка;
- проблемы с законом и правоохранительными органами, наличие судимостей;
- предоставление заведомо ложных сведений, которые приводят к тому, что клиента заносят в «черный список», а в случае серьезного обмана возможно обращение банка в МВД;
- частые смены работы или небольшой трудовой стаж на последнем месте, меньше полугода.