У табачной продукции сотни брендов. Выясните, какие из них пользуются наибольшим спросом. Для этого:
- посетите интернет магазин сигарет конкурентов под видом покупателя — что они продают;
- посмотрите обзоры в интернете;
- изучите тематические Telegram-каналы и соцсети — что пишут ваши потенциальные клиенты, какие бренды упоминают и т.д.
Ограничиться только сигаретами и вообще каким-то одним видом продукции — значит потерять часть потенциальных клиентов и денег. Практика показывает: чем больше товаров на полке, тем выше продажи.
К тому же на сигареты обычно небольшая наценка, много прибыли они не принесут. В разы больше можно заработать на альтернативных видах табачной продукции и сопутствующих товарах для курения:
- электронные сигареты — особенно выгодно торговать в розницу видами с большим количеством затяжек;
- вейпы;
- сигары и сигариллы, в том числе поштучно;
- курительные смеси;
- аксессуары для курения: пепельницы, зажигалки.
Чтобы удерживать интерес клиентов на табачном рынке, нужно «подхватывать» быстро меняющиеся потребности, отслеживать тренды и предлагать новинки.
Бизнес окупается довольно быстро, несмотря на жесткие ограничения. Тем не менее, их нужно соблюдать, чтобы не попасть на штрафы.
Требования законодательства
Государство регулирует рынок с помощью минимальной розничной цены (МРЦ), обязательной маркировки, антитабачного закона 15-ФЗ и закона о рекламе 38-ФЗ.
Маркировка
Большинство табачных изделий закон обязывает маркировать, весь список можно посмотреть в ст. 2 268-ФЗ.
Правительство в своем Постановлении № 224 установило правила, согласно которым нужно маркировать новую продукцию, регистрировать продажи на кассе и оформлять электронные УПД с кодами маркировки. Эти правила касаются следующих видов:
- сигареты, папиросы;
- биди, табак для кальяна, сигары, сигариллы, кретек; табак курительный, трубочный, жевательный, нюхательный;
- табак для потребления путем нагревания, бестабачные курительные смеси для кальяна.
Временное исключение — нагревательный табак и курительные смеси, которые были введены в оборот до марта 2022 года. Вы можете продать немаркированные остатки до 1 октября 2023 года. После этого дедлайна торговля без маркировки запрещена.
Отдельные условия действуют для никотиносодержащих жидкостей и ЭСДН — электронных сигарет и вейпов. Для них проводится эксперимент по маркировке до 28 февраля 2023, условия которого прописаны в Постановлении Правительства № 86.
МойСклад поддерживает продажу маркированного табака через кассу, приемку продукции через системы электронного документооборота (ЭДО), работу с транспортной упаковкой, ввод и вывод из оборота. Все это бесплатно.Попробовать МойСклад
Контроль розничных цен
Согласно 504-ФЗ с поправками к 15-ФЗ, для розничных продавцов табака действует единая минимальная цена (ЕМЦ). Ниже нее продавать нельзя.
«Потолок» определяется с помощью максимальной розничной цены (МРЦ), которую производитель должен наносить на упаковку. Магазин не может назначать цену выше МРЦ.
Антитабачный закон
Он запрещает:
- торговать безакцизной табачной продукцией (ст. 18 15-ФЗ);
- продавать сигареты поштучно и более 20 штук в пачке (ст. 19 15-ФЗ);
- располагать торговые точки на расстоянии менее 100 метров от образовательных учреждений (ст. 19 15-ФЗ);
- использовать открытую выкладку — разрешена только закрытая, либо под тонированными стеклами;
- продавать табачные изделия на ярмарках и по интернету;
- продавать сигареты и вейпы несовершеннолетним (ст. 20 15-ФЗ).
Запрет на рекламу табака
Закон 38-ФЗ запрещает рекламировать все, что связано с курением: табачную и никотиносодержащую продукцию, любые курительные принадлежности, в том числе зажигалки и кальяны. Нельзя даже раздавать листовки.