Икона, доставшаяся от бабушки по наследству или случайно купленная в небольшом европейском магазинчике, интересна не только с финансовой точки зрения. Часто владельцы старинных образов обращаются к антикварам, чтобы узнать: ценный предмет оказался в их руках или нет. Если вы задаетесь таким же вопросом, то советы экспертов нашей компании помогут вам сделать предварительную оценку иконы и последующий выкуп иконы.
ОЦЕНИВАЕМ ПОДЛИННОСТЬ
Даже если вы стали обладателем старинной иконы с выцветшими красками, сколами и царапинами, это не значит, что перед вами подлинник. Современные «мастера» умеют создавать высококачественные подделки, определить которую неопытному человеку невозможно.
Не всегда и эксперт может точно сказать: настоящую икону ему принесли на оценку или нет. Это связано с тем, что образы «дорабатывают». Едва различимый лик, написанный в XV — XVII веке, корректируют, искусно повторяя живописные техники прошлых эпох, и выдают за хорошо сохранившийся оригинал.
Для определения качественных подделок используют высокоточное оборудование. С его помощью по составу краски, особенностями грунта и другим параметрам устанавливают возраст реликвии. Такой подход требуется в особо сложных случаях. В других хватает экспертных знаний, которые доступны и онлайн. Оценить подлинность вашей иконы предлагаем не выходя из дома: загрузите фотографии реликвии в высоком разрешении через сервис онлайн-оценки на нашем сайте и ждите комментариев специалиста.
ДУХОВНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ЦЕННОСТИ
Любая икона — это святыня для верующего человека. Но даже среди сотен различных образов выделяют наиболее ценные и почитаемые. Со списком таких икон и их кратким описанием предлагаем ознакомиться на этой странице.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
Если для христианина в иконописи важна религиозная составляющая, то для коллекционера старинных вещей — историческая. Сразу развеем одно заблуждение: возраст работы не всегда говорит о ее ценности для антикваров. Другими словами, возраст иконы не гарантирует, что ее удастся дорого продать. Стоимость зависит от многих критериев, речь о которых пойдет ниже.
- Сохранность образа. Возьмите полотно и внимательно его осмотрите. Сохранен ли красочный слой? Есть ли царапины, пятна или повреждения холста? Размыто или четко видны лики и другие предметы композиции? Чем лучше состояние иконы, тем выше шанс получить за нее большую цену. Образ, на котором едва различимо лицо святого, не представляет особой эстетической ценности и навряд ли будет стоить дорого.
- Основа. По этому критерию определяют приблизительный век написания икон. Например, дерево в качестве холста говорит о том, что образ был создан в XVII — XVIII веках и даже раньше. В каждый период существовали свои технологии в иконописи: способ обработки дерева, ширина и форма пазов для шпонок, наличие и размер ковчега — эти и другие признаки помогают экспертам в определении возраста полотен. Без специальных знаний, как видно, здесь не обойтись. Для тех, кто впервые сталкивается с оценкой икон, достаточно знать: деревянная основа может быть оценена дороже холста. Но и поддельные иконы из дерева не редкость, о чем также стоит помнить.
- Материал для живописи. Древние иконы писали темперой — краской на основе куриного яйца. Она была жидкой, что накладывало свои особенности на процесс создания иконописей. Если изображение святого выглядит схематично, строго и представляет собой наслоение красок, то скорее всего перед вами работа мастера XVII — XVIII веков. Более современные образы отличаются живописностью и высокой детализацией за счет пластичности красок, изготовляемых по другим технологиям.
- Наличие оклада. Еще один критерий, на который смотрят антиквары. Оклад — это украшение, накладываемое поверх изображения. Их изготавливали из металлов: латуни, меди, серебра и золота. Внешний вид оклада эксперту расскажет о возрасте иконы, школе иконописи и мастере, ее создавшем. Оценке подвергается металл, сохранность украшения, его цельность — примерно с XVIII века стали делать оклады из целых листов. Они шли со специальными бортиками для удобного крепления к иконным доскам. Ранее оклад состоял из нескольких частей, что дает оценщику основание назначить за образ более высокую цену. Порой оклад стоит дороже самой иконы, поэтому его наличие может значительно сказаться на конечной цене.