Продолжаем рассказывать о работе на отечественных маркетплейсах. Сегодня речь пойдет о старейшем игроке e-commerce в России — площадке Ozon. Регистрация, начало продаж, комиссии и требования к партнерам, склады, продажи и тарифы — в нашей статье.
Немного об “Озоне”
Обойдемся без излишних подводок и сразу перейдем к цифрам. По показателям маркетплейс уступает только Wildberries, который несколько лет подряд занимает первые места в рейтингах площадок для электронной торговли. Итак, “Озон” в цифрах:
- 19 миллионов постоянных покупателей;
- 60 тысяч заказов ежедневно;
- 2,5 миллиона уникальных посетителей в сутки;
- постоянная аудитория — более 30 миллионов человек;
- более 15 миллионов товаров на сайте, распределенных по 24 категориям;
- служба доставки “Озона” ежедневно доставляет примерно 130 тысяч собственных заказов и заказов партнеров;
- служба доставки (склады, пункты выдачи и так далее) охватывает 6,5 тысяч населенных пунктов.
Если этого недостаточно, приведем еще одну цифру: оборот компании за первое полугодие предыдущего года составил более 30 миллиардов рублей. Каждый третий заказ продают партнеры-поставщики маркетплейса.
Что можно продавать на “Озоне”
Товары распределены по 24 категориям, включающим практически всю продукцию широкого потребительского спроса. Сюда входят:
- бытовая техника и электроника;
- товары для дома, дачи и сада;
- детские товары;
- одежду и обувь;
- косметику и парфюмерию;
- продукты питания;
- спортивные товары;
- строительные материалы;
- товары для животных;
- ювелирные украшения и многое другое.
Правда, есть и некоторые ограничения. Во-первых, ряд товаров вообще нельзя продавать на маркетплейсе. Ничего сверхъестественного тут нет, все вписывается в законодательство Российской Федерации и правила самого Ozon. Запрещены к продаже наркотики, оружие, лекарственные препараты, алкоголь и так далее. Подробно вы можете почитать об этом в нашей статье.
Еще есть некоторые категории продукции, для продажи которых на “Озоне” попросят ряд документов как выйти на озон: паспорта, сертификаты соответствия, декларации и свидетельства. Это касается интимных товаров, автомобильных запчастей, антиквариата, бытовой техники, детских товаров и так далее.
Категории товаров на сайте “Озона”
И последний момент. Забегая немного вперед сообщим: у “Озона” есть 2 формата работы с интернет-магазинами — продажи со складов партнеров и торговля с собственных складов маркетплейса. В том ключе расскажем о последнем ограничении: есть такие товары, которые “Озон” разрешает продавать только со склада партнера и не принимает на свои. Вот эти позиции:
- автомобильные аккумуляторы (как щелочные, так и кислотные) в заряженном состоянии;
- опасные грузы и ЛВЖ (легковоспламеняющиеся жидкости). Исключение составляет бытовая и автомобильная химия, имеющая сопроводительные документы.
Плюсы сотрудничества с маркетплейсом “Озон”
Главное преимущество площадки — большое число вариантов и моделей партнерства. Перечислим их все:
- Вы можете стать прямым поставщиков товаров на маркетплейс. В этом случае “Озон” будет выступать в качестве ритейлера. Такая модель подходит почти всем: производителям, оптовикам и даже небольшим интернет-магазинам. Для этого понадобится заключить прямой договор поставок.
- Можно продавать свои товары на Ozon. Идеальный вариант размещения для интернет-магазинов.
- Есть вариант открыть пункт выдачи “Озона” и помогать маркетплейсу с партнерами развивать бизнес. На это даже можно получить кредит до 3 миллионов рублей под 15 процентов годовых.
- Существует реферальная программа, позволяющая стать участником партнерской сети.
Все существующие модели можно применять в различных сочетаниях. Например, интернет-магазин открывает пункт выдачи заказов “Озона” (при этом маркетплейс помогает с привлечением инвестиций), размещает на маркетплейсе свои товары, а выдает и свои заказы, и заказы партнеров площадки. Любые индивидуальные условия приветствуются и обсуждаются с администрацией компании.
Различные форматы сотрудничества — не единственное преимущество Ozon, есть и еще:
- возможность работать с именитым брендом. Хорошая посещаемость сайта площадки дает интернет-магазинам неплохой целевой трафик;
- встроенные маркетинговые инструменты и аналитика;
- партнерские программы и реферальный маркетинг;
- комиссия берется только с закрытых сделок. Вы заплатите только в случае, если заказ получает статус “доставлен”;
- возможность привлекать инвестиции при помощи маркетплейса;
- возможность участвовать в тендерных закупках.
Калькулятор дохода по реферальной программе от Ozon
Минусы работы на Ozon
На самом деле недостатков тоже хватает. Они делают сервис подходящим далеко не всем. Часто площадка подходит в качестве дополнительного канала продаж и расширения охвата, а также для возможности поработать под эгидой именитого бренда.
Итак, минусы:
- относительно высокие комиссии и расценки на дополнительные услуги: доставку, хранение, возврат и размещение на сайте. Если на том же “Беру” придется отстегнуть 3-13 процентов от суммы сделки, то “Озон” может забрать до 40% прибыли и даже больше;
- повышенные требования к продавцам. В качестве поставщика маркетплейса может выступать только компания, зарегистрированная в качестве ИП или юридического лица;
- взаиморасчеты производятся только в одном формате, перечислением денег на расчетный счет компании;
- для обмена документами придется подключить систему электронного документооборота. Без этого невозможно воспользоваться фулфилментом от Ozon