Большинство грузов из Китая везется морем. В Поднебесной около 20 крупных и более 100 мелких портов. Пять из десяти крупнейших мировых портов расположены в Китае: Шанхай, Шэньчжэнь, Нинбо, Гуанчжоу, Циндао. Шанхайский порт — самый большой в мире.
Из Китая в Россию ведут три морских пути: в порты Дальнего Востока, порты Черного моря (раньше был только Новороссийск, а теперь и порты Крыма) и путь в Северную Европу — Роттердам, Гамбург, Рига, порты Северо-Западного федерального округа (Санкт-Петербург, Усть-Луга), а затем уже по суше в Россию. Еще одним, Северным морским путем, сейчас практически не пользуются. Но лично я уверен, что в ближайшем будущем им начнут активно пользоваться не только в летнюю, но и в зимнюю навигацию, ведь с каждым годом все большая часть пути не замерзает, следовательно, им можно пользоваться без ледокола.
В целом логистика нелинейна. Если одно из звеньев цепочки опоздало хотя бы на один день, то итоговая задержка товаров может составить до месяца.
Как устроена логистика
Как только товар на складе в Китае готов к отгрузке, начинается процедура затаможивания. Контейнер с товаром должен приехать в порт за 2-3 дня до прибытия судна, после чего он автоматически встает на корабль. До Владивостока судно идет в среднем 7 дней (если оно не заходит по дороге в несколько портов), до Новороссийска доставка — 20-25 дней, до Европы — около 30 дней, до Питера — 40-50 дней (поскольку товар надо перегружать на неглубоководные суда, которые могли бы зайти в порты северной столицы).
Второе звено в логистической цепочке — сухопутное, ваш груз либо попадает в поезд, либо в фуру.
Проблема выбора «правильного», надежного судна перед владельцем товара не стоит. Суда из Китая по всем направлениям отправляются регулярно. В Европу они ходят каждый день, в Россию — с интервалом максимум 5 дней.
Перевозки осуществляют крупные компании, которым вполне можно доверять. Это, например, MAERSKLINE, MSC (Mediterranean Shipping Company) или Hyundai. Кстати, немногие знают, что основной бизнес Hyundai — не автомобили, а морские суда и контейнеры.
Обычно океанский лайнер может перевезти от 10 000 до 20 000 «TU-шек». TU (twenty-foot equivalent unit) – принятое в логистике условное обозначение одного 20-футового контейнера. Если у вас большая компания, можно зафрахтовать лайнер целиком у компании-перевозчика. А если грузопоток небольшой, то вы можете действовать через агентов, которые «выведут» вас на крупную компанию.
Рынок морской логистики давно сложился и работает по достаточно прозрачным правилам. Но есть и нюансы. Например, следует заранее проверить бесплатный срок использования контейнера.
Когда ваш груз приедет в порт, вам понадобится время на доставку товара до собственных складов. Затем уже пустые контейнеры надо будет вернуть компании-перевозчику. Следите за тем, чтобы уложиться в максимально короткие сроки и не переплатить за контейнер. Также необходимо учитывать и различия в других предоставляемых компанией бесплатных «сроках хранения», ведь бывает так, что товар растаможивается не сразу и находится в контейнере в порту. У всех компаний эти параметры разные, поэтому нужно согласовывать их заранее.
Средняя стоимость доставки грузов из китая до Владивостока — $1500 за 20-футовый контейнер, $2000 — за 40-футовый. До Санкт-Петербурга в 20-футовом контейнере ваш груз доедет за $2300-$2400, в 40-футовом — за $3200-$3300 со всеми услугами, «под ключ». Сам фрахт стоит не очень дорого, но в итоговую стоимость входят и услуги по экспедированию в портах, и по загрузке-разгрузке. Некоторые агенты могут дать ставку $600. Но это цена за «голую» логистику — доставку из пункта А в пункт Б, поэтому не торопитесь радоваться экономии, внимательно читайте контракт.
Товары, имеющие высокую оборачиваемость и ограниченный срок годности, перевозят самолетами. Но речь тут не только о продуктах питания. Например, почти все электронные девайсы (особенно мелкая электроника) относятся к товарам с ограниченным сроком годности. Если привезти iPhone 6 в Россию морем, то он не будет востребован. Средний срок авиадоставки с учетом растаможки составляет 5 дней: в понедельник товар в аэропорту Китая, во вторник-среду летит самолет, в среду-четверг товар растаможивается, в пятницу груз уже лежит на складе. Правда, заплатить за это придется в несколько раз больше.
Сухопутная доставка из Китая в Россию идет чаще всего через Казахстан. Так выгодно возить более-менее дорогие контейнеры: здесь доставляется много обуви и одежды. Самый большой риск этого маршрута — воровство. Бывали случаи (правда, сейчас такое все реже), когда из пяти выходивших машин до места назначения ни одна не доезжала. Куда делся товар — неизвестно. Но надо отдать должное: казахи понимают, что этот путь из Китая в Россию — перспективное направление, поэтому стараются повысить репутацию маршрута. Напрямую из Китая в Россию автопоставки идут до городов Дальнего Востока, до Сибири, но не дальше.
Железную дорогу обычно используют как звено в мультимодальной перевозке: когда груз сначала плывет до Дальнего Востока, а потом уже поездом доставляется по России. Пожалуй, это самый популярный из существующих видов доставки. Перевезти 20-футовый контейнер из Владивостока до Москвы по железной дороге стоит около $3000. Используются и «чистые» железнодорожные перевозки из Китая в Россию. Но тут проблема в размерах железнодорожной колеи, которые не совпадают в России и Китае, поэтому грузы после пересечения границы приходятся переставлять из одного состава на другой. Это достаточно долгий процесс, который серьезно удорожает некоторые виды грузов.
Есть еще один вариант: доставить грузы поездом из Китая в Россию через Казахстан. Сложность в том, что со стороны Китая к Казахстану подходят более 20 железнодорожных путей, которые затем сливаются в одну дорогу, поэтому товар попадает в узкое «бутылочное горлышко», в результате чего долго стоит в пробке. Возможно, в ближайшие 2-3 года казахи смогут решить эту проблему, существенно расширив сеть железных дорог.
Выбор логистической цепочки в конечном счете зависит от трех составляющих: сроков, цены и качества доставки. Если вы везете в Москву 10 000 только что выпущенных iPhone 6, то на следующий день, скорее всего, их уже распродадут. Тут бизнесу важна оборачиваемость, поэтому лучше выбирать самую быструю — авиадоставку. А если вы доставляете, например, дешевые химикаты, 20 тонн которых стоит $7 000, то их выгодно возить самым дешевым путем — морским. Автодоставка быстрее морской, но она опасна: товар имеет свойство биться по дороге, не исключены и грабежи. Нужно быстро — используйте авиаперевозки. Если сроки не важны и у бизнеса есть возможность заморозить деньги на время, пока груз плывет — выбирайте морской путь.