Есть традиционные конструктивные материалы: металл, брусок деревянный, фанера различного качества и толщины. Лет пятнадцать тому назад стальной профиль 20х20, 25х25 и т.д. пришел на смену стальному уголку и круглой трубке и постепенно стал основным материалом для конструкций стенок, станков и пространственных ферм. Основанием для декора стали служить фанерные облицовки.
Это основные конструкционные материалы и на сегодняшний день. Но у айсберга, называемого декорацией, есть скрытые, подводные части. Среди них две важные составляющие: прочность и легкость Третья составляющая (главная) внешняя форма.
Здесь и начинаются совместные муки творчества. Сначала мучается художник над изготовлением макета в масштабе. Потом начинается работа постановочной части над тем, «как сказку сделать былью». Это в своем роде Малые Олимпийские игры. Накопленный опыт не всегда помогает. Художник обязательно хочет удивлять в этом залог успеха всего дела. Нужен поиск но вой фактуры, но всегда не хватает времени и денег… Иногда в погоне за новым материалом уходит драгоценное время и приходится возвращаться к хорошо забытым фактурам. Всеобъемлющего справочника-каталога материалов сегодня не существует, имеются толь ко пригодные для строительных работ.
Художники с именами свой титул поддерживают толь ко новизной. Для воплощения их макетов нужно понять творческий метод каждого сценографа.
Знаю художника, который не приемлет театральной бутафорности (в плохом смысле), не признает тканей, расписанных под какую-нибудь фактуру. Только натуральные материалы! Вроде бы эта ситуация самая простая: доска так доска, металл так металл (тут возникает сомнение а если у него в макете швеллер номер 24 показан?), камень так камень… Тут и вовсе ломка сложившегося опыта происходит.
Имитация действительности, внешнего мира с помощью реальных элементов этого внешнего мира сложнейшая задача. Здесь проявляются грани таланта мастеров. Хороших бутафоров, как и хороших макетчиков, передают из рук в руки. Театров в стране, наверное, около тысячи, премьер в год выходит несколько тысяч. декорации делают все, получается у немногих.
На моей памяти некоторые постановочные материалы начинали пользоваться особой популярностью в театрах. Иногда их преимущества настолько заразительны (очевидная дешевизна, простота в изготовлении и т.п.), что их перенос из театров-первооткрывателей в другие оказывался простым и успешным. Но кто фиксирует у нас театральные изобретения и открытия?..
Вот, например, применение тарной ткани, мешковины, фильтро-сетки. Об этих находках Э.Кочергина много на писано. Эту фактуру (а не саму ткань) вычерпали, кажется, до дна. Хотя и сегодня продолжают применять. Кто из идейных соображений, кто от бедности. Удачно найденные художником материалы предмет его на стоящей гордости. Использование в столичном театре этой фактуры, хороший резонанс в узких профессиональных кругах и «чистый повтор» должен быть не возможен. Ноу-хау, почти патент и поиск должен быть продолжен, рекорд мира в этой области не может быть зафиксирован…
Современные лаки и краски позволяют вводить в заблуждение не только зрителей, но даже и специалистов. Но можно затратить кучу денег на производство декораций, а кроме голой функциональности ничего не достичь.
Конечно, всем нам хочется удивлять, всем хочется по разить специалистов каким-то сверхновым материалом. И рассказать здесь о таком материале, как картон гофр, с которым все работают, может быть очевидная наглость. Но всё же попробую.
Листовой картонгофр как конструкционный материал стараются не применять. На первый взгляд он слишком уязвим, непрочен. Но это не совсем так. Армированный тканью, он проживет очень долго. Он легок по весу, прост в обработке и очень дешев. Конечно же, подразумевается и каркас из металла или дерева.
Но разговоры наши о частных удачах упираются в возможности театров. А эти возможности очень различны. Несколько раз приходилось участвовать в семинарах со специалистами из театров сибирских регионов. При родные богатства Сибири вовсе не означают, что все постановочные материалы там доступны. Недостаток информации, разница в квалификации, нехватка времени и денег и постановочный процесс идет по рутин ному пути.
Как сократить время на поиск нужного материала, нужной фактуры? Иногда художник, как купец в прежние времена, приносит фактуру с собой. В идейном смысле. А процесс поиска чаще всего сводится к пониманию местных условий. Тут личный опыт, желание, терпение играют огромную роль.
И ещё одно. Если бы можно было создать картотеку элементов ненужных декораций (а в столичных театрах их несметное количество)…
Речь идет о дежурных станках, лестницах, дверных и оконных толщинках, пандусах, фурках и т. п. Для этого требуется пройти по театрам, встретиться с завпостами, сфотографировать и образмерить эти элементы. И создать страничку в Интернете. Это могло бы помочь жить театрам, имеющим скромные финансовые возможности.