Стереорепродукция — жанр, точнее ремесло, возникшее на стыке технологии и изобразительного искусства, стала возможна лишь в последние годы. Дело в том, что в былые времена растровые стереоизображения, как правило, ограничивались форматом календарика или открытки. Технические средства, позволяющие получать формат, сопоставимый с исходным живописным полотном, появились относительно недавно. Современные линзовые растры позволяют воспроизводить хотя пока еще не большой, но уже приемлемый для ряда живописных произведений объем.
стерео варио изображения способны создавать иллюзию объема или движения на плоской картинке – это может быть как фотография с эффектом 3D, так и полноценная анимация, кадры которой проигрываются при движении наблюдателя относительно постера или плаката. Благодаря такой особенности, возможно использование стерео-варио для создания киноафиш и наружной рекламы вдоль маршрутов движения. Помимо рекламы, стерео-варио изображения востребованы для изготовления календарей, оформления витрин, открыток.
История стереоизображений уходит в глубокую древность – в 280 году до н. э. Евклид обнаружил, что восприятие объема возможно благодаря тому, что каждый глаз видит картинку под разным углом. Теоретическое обоснование стереоскопическое видение получило благодаря трудам Иоганна Кеплера, а изобретение первого стереоскопа принадлежит английскому физику сэру Чарльзу Уитсотну. Широкой общественности стереоскоп впервые был продемонстрирован в 1851 году в Лондоне.
Технология изготовления стерео-варио проста и остроумна. На несколько изображений, разрезанных на полоски, накладывается пластиковый растр с особыми линзами, позволяющими наблюдателю видеть в каждый отдельный момент единственную картинку. Стереоизображения можно разделить на два типа – трехмерное стерео и псевдостерео. Для создания полноценного трехмерного стерео используется стереосъемка или компьютерные модели. Псевдостерео имеет несколько плоских слоев, перемещающихся с разной, с точки зрения наблюдателя, скоростью; такие изображения обычно содержат удаленный задний план, усиливающий ощущение глубины сцены – например, горы, лес или другой пейзаж.
Стерео варио изображения отличаются от обычных изображений всего лишь одним моментом – они создают иллюзию объема. Эта иллюзия основана на особенности чевоческого зрения: левым глазом мы видим картинку, которая немного отличается от картинки, которую мы видим правым глазом. Лентикулярный пластик это приспособление для того, чтобы в каждый глаз попадали разные изображения. Особенности бинокулярного зрения описывал еще Леонардо да Винчи.
Технологии печати на лентикулярном пластике более 160 лет, однако масштабный *выход в свет* впервые произошел в США на президентских выборах. Будующий президент Эйзенхауэр в предвыборной компании широко использовал различные (как сегодня говорят) промо материалы. Более серьезная, широкоформатная 3d реклама, произведенная на лентикулярном растре, нашла широкое применение в конце 20 века.
Произошло это после того, как три компании (Майкроленс, Кодак и Флипсайнз) объеденили свой потенциал для производства линзовых (лентикулярных) картинок.
Усилия были сосредоточены на трех основных моментах:
- разработка програмного обеспечения,
- производство линзого растра,
- подготовка принтеров для печати на лентикулярном растре.
Когда технологии достигли нужного качества, на сцене начали появляться производственные компании, работающие в основном на рекламном и сувенирном рынках. Кто-то из них стал монстром на рынке объемных изображений и расширял выпускаемый ассортимент (например оптический скотч и клей…), кто-то ушел со сцены производства стерео варио.
Давайте ответим на вопрос — *что такое печать стерео варио на линзовом растре?*
Это печать на лентикулярном пластике, основанная на особенности человеческого глаза – возможность видеть в трехмерном измерение. Картинки или изображения печатаются в специально закодированном виде – полосами. И уже после того, как линзовый растр совмещается с закодированным изображением, человеческий глаз воспринимает результат как трехмерный.