С техникой бренда JAC мы уже были заочно знакомы. Настало время опробовать одну из моделей — jac n120 — вживую. Для этого мы отправились в Подмосковье к официальному дистрибьютору. Именно туда привозят шасси, над которыми потом работают «бодибилдеры», устанавливая различные надстройки.
В Москве нас встретил менеджер по развитию бренда на территории России Илья Московченко. Что характерно, ездит он также на автомобиле JAC, правда, не грузовом, а копии BMW X5 со стоимостью покупки на докризисный момент менее 500 000 рублей. (Сейчас в России нет официального дилера по легковым авто, так что не спрашивайте, где её можно купить). Итак, первое знакомство с китайскими машинами началось ещё до тест-драйва.
Пока мы двигались к месту назначения, представитель компании рассказал историю попыток завоевания российского рынка производителем из Поднебесной. Впервые грузовики и автобусы JAC официально появились в нашей стране в 2005 году. Тогда подписали соглашение с одной из российских компаний. Фактически, это схема была такой: отечественная фирма покупала у китайского производителя машины и перепродавала здесь. После кризиса 2008 года «перекуп» разорился и продажи прекратились. «Второе пришествие» бренда в Россию состоялось в 2010 году. Партнёром выступил ТагАЗ, на мощностях которого собирали две модели грузовиков. Но уже через год завод закрыли правоохранительные органы, разыскивавшие директора. Территория до сих пор опечатана, грузовики JAC находятся там, и отдавать их никто не собирается.
Третью попытку китайцы предприняли в 2012 году, наступив на те же грабли, то есть подписав очередное соглашение с российской компанией-дилером. Закончилось всё также бесславно.
И только тогда руководители завода осознали необходимость создания в России собственной компании. Что и произошло в 2014 году. Учредителем нынешнего дистрибьютора JAC — ООО «Джак Автомобиль» — выступил китайский производитель, а развитием и продвижением бренда занялись российские сотрудники. Вскоре инженеры из Поднебесной привезли тестовые машины и поинтересовались: «Нужна ли адаптация для России?».
«Мы сразу обозначили слабые места моделей, которые не выдержат местный климат, тяжёлые условия эксплуатации, плохие дороги, дурных водителей, качество солярки. И через год мы увидели машины нового типа, которые сильно отличались от первых образцов. Инженеры рассказывали, что, когда машины для России встают на конвейер, китайские сборщики матерятся из-за множества отличий — жгутов проводки, комплектующих для компоновки, других сидений и т. д.», — описывает Илья Московченко.
Сейчас на российский рынок поставляют четвёртое поколение грузовиков JAC. Несмотря на то, что производитель является полнокомплектным, и на заводе в провинции Анхой производят кузовные детали, рамы, двигатели, коробки передач, электрику и стекла, на момент проектировки новых моделей у JAC было соглашение с Isuzu, и разработчики использовали чертежи и технологии японцев. Для N-серии использовали мосты Styer, лицензионные копии коробок передач ZF, двигатели Cummins для среднетоннажных моделей и лицензионную копию старого доброго Isuzu 4JB1 для малотоннажника, электрику Bosch 8-го поколения. Для изготовления рам машин применяют самый большой пресс в Азии — 9 000-тонный Kawasaki. Таким образом, металл обрабатывают за один проход, избегая эффекта «памяти».
Тем временем, мы прибыли к месту тест-драйва. Здесь нас встретил другой менеджер по развитию ООО «Джак Автомобиль» Денис Снеговский, который и выступил в роли сегодняшнего Испытателя.